logo
ЭЗ-2

Методические рекомендации

Студентам следует различать объект и предмет науки культурологии. Объект познания культурологии – культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии – изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса, а именно:

  1. исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

  2. исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности;

  3. исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи;

  4. исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества;

  5. исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Вследствие большой многогранности предмета науки в культурологии выделился целый ряд направлений:

  1. социальная – изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей;

  2. гуманитарная – концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных «текстах культуры»;

  3. фундаментальная – разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета;

  4. прикладная – использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Методы культурологии:

  1. Диахронический – требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

  2. Синхронистический – исследование, в т. ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

  3. Сравнительный – область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

  4. Археологический – совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

  5. Типологический – метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

  6. Биографический – в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя.

  7. Семиотический – метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

  8. Психологический – подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

Таким образом, методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания – анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

В настоящее время из выше приведенных направлений культурологии активно конкурируют гуманитарное и социальное направления. Гуманитарное культуроведение, основанное на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных, представительных вариантах: литература, искусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль, наука – противостоит социальной культурологии, которая предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом но не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь являются движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а также принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Думается, что разумное сочетание подходов даст науке единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения.