Два понимания требований
Есть два понимания требований, которые нужно различать по контексту их употребления (помним, что люди вполне могут разбираться в высказываниях типа «косил косой с косой косой косой на косе» и понимают при этом, что у каждого слова может быть много значений):
1. Требования (requirements) — это часть определения системы, определяющая систему как «чёрный ящик», т.е. что делает система по отношению к её системному окружению, без описания внутренней структуры системы, происходящих внутри системы взаимодействий частей системы. Прежде всего тут важно поведение системы, выполнение ей своего назначения, функции в использующей системе. Поэтому основные требования называют функциональными требованиями. Нефункциональных требований не бывает, хотя в литературе этот термин регулярно встречается, но он считается некорректным: все требования описывают какое-то поведение системы, ожидания этого поведения. Но речь не всегда идёт о поведении в использующей системе. Требования качества в отличие от функциональных, относятся прежде всего к поведению в обеспечивающих системах, в том числе обслуживающих уже готовую систему: по-английски их иногда называют — ilities (reliab ility , accessab ility и т.п.), а по-русски — ости (надёжн ость , доступн ость , и т.п.).
Требования отличают от потребностей (stakeholder needs, stakeholder requirments) как требований внешних стейкхолдеров к использующей системе. Если мы выходим за пределы инженерии, то у требований могут быть другие имена. Например, для организаций речь может идти о стратегии — но суть тут будет та же самая: описание того, что хотелось бы получить от организации. Требования, взятые вместе со временем их выполнения, называют контрольными точками (milestone). Если требование — это «помидор красный», то «помидор красный, 10 мартобря 2019 года» будет контрольной точкой. Очень часто на контроле стоят не сами требования, а контрольные точки: «дорога ложка к обеду».
2. Альтернативное понимание требования уже не имеет отношения к системному подходу, не связано с границами системы. Это просто любое утверждение, данное в деонтической модальности. Любое высказывание из описания системы (например, «X=10») невозможно как-то понять по отношению к деятельности без указания на модальность (modality) : то, как нужно понимать значения высказывания. Скажем, «в системе [существует] X=10» это алетическая (aletic) модальность, модальность существования. «Я верю, что в системе X=10» — это модальность доксическая (doxastic), веры. Деонтическая (deontic) модальность говорит о долженствовании, разрешении, рекомендации : «Я требую, чтобы X=10». В этом втором понимании требований можно потребовать что угодно — и оно станет требованием, даже если речь идёт не о чёрном ящике. Например, «в автомобиле должен быть корпус из углепластика», «в смартфоне должны быть использованы отечественные микропроцессоры» относятся к «прозрачному ящику», но слова «должен» и «должны» указывают на деонтическую модальность.
Ограничения (constraints) свободы принятия решений по поводу «прозрачного ящика» связаны именно с таким пониманием: ограничения как высказывания в деонтической модальности по поводу устройства «прозрачного ящика» поступают вместе с функциональными требованиями и требованиями качества, но их часто тоже называют требованиями не по их системному пониманию, а по альтернативному, деонтическому. Поэтому «в автомобиле должен быть корпус из углепластика» является не требованием, а ограничением с точки зрения системного подхода, но «по бытовому» это тоже требование.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше