Методология планирования материальных потребностей предприятия mrp
Первые реализации возможностей использования средств вычислительной техники для планирования деятельности предприятий (в том числе планирования производственных процессов) возникли еще в начале 60-х годов ХХ века (например, при реализации проекта "Боинг-747", для которого потребовались сотни тысяч листов документов и деталей). В 1965 году появился термин BOMP (Bill Of Material Processing) для обозначения систем обработки состава (спецификации) изделия с целью расчета потребности в материалах. В основе таких систем лежит понятие спецификации изделия (Bill of Material - BOM), которое показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и др. от плана выпуска готовой продукции (с учетом времени) [Глинских А., http://www.jetinfo.ru/2002/2/1/article1.2.2002.html].
Алгоритм работы такой системы был следующим: на входе задаются основной производственный план (MPS) и список номенклатуры изделий (IM). Далее производится операция "разузлование (раскрытие)" - расчет себестоимости и/или потребности в материалах. В результате расчета получается план закупок.
Естественное развитие таких систем - добавить учет запасов на складах и учет времени выполнения операции. В результате получается: "план закупок и план производства + исправление к планам", если меняется портфель заказов.
Такие корпоративные системы получили название "Планирование материальных потребностей предприятия" (Material Requirement Planning - MRP).
Основными целями MRP-систем являются:
-
удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
-
поддержка уровней запасов не выше запланированных;
-
планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
Методология MRP является реализацией двух известных принципов - "Вовремя заказать" (Order In Time) и "Вовремя произвести" (Kanban), объединенных в методологию "Вовремя выполнить" (Just In Time - JIT). По сути, эта методология представляет собой алгоритм оптимального управления заказами на готовую продукцию, производством и запасами сырья и материалов, реализуемый с помощью компьютерной системы.
Для работы MRP-модуля требуются следующие входные данные:
-
данные о состоянии запасов ("Книга учета запасов" -Inventory Status File). В этом документе отражается вся наличествующая номенклатура: запасы, незавершенное производство, полуфабрикаты, готовая продукция. Кроме того, в нем необходимо указать спланированные заказы и заказы в ожидании отгрузки;
-
спецификация состава изделия (Bill of Material - BOM).
Результатами работы MRP-модуля являются следующие документы:
-
график заказов на закупку/производство материалов и комплектующих (Planned Order Schedule) - документ, расписывающий, какое количество сырья, материалов, комплектующих должно быть заказано в каждый период в течение срока планирования. Этот документ определяет внутрипроизводственный план использования комплектующих и план внешних закупок;
-
изменения к графику заказов на закупку/производство материалов и комплектующих (Changes in Planned Orders) - документ, содержащий корректировки ранее спланированных заказов на закупку/производство материалов и комплектующих.
Сначала с помощью MRP-систем план заказов и расхода комплектующих на определенный период просто формировался на основе утвержденной производственной программы. Это не вполне удовлетворяло возрастающим потребностям предприятий.
С целью повышения эффективности планирования в конце 1970-х гг. в MRP-системах была реализована идея Оливера Уайта и Джорджа Плосла воспроизведения замкнутого цикла (Closed Loop Material Requirement Planning), подразумевающая составление согласованной производственной программы и ее контроль на цеховом уровне. К базовым функциям планирования производственных мощностей и планирования потребностей в материалах были добавлены дополнительные функции - например, оценка результатов деятельности (Performance Measurement). В общем случае - это контроль соответствия количества произведенной продукции количеству использованных в процессе сборки комплектующих, составления регулярных отчетов о задержках заказов, об объемах и динамике продаж продукции, о поставщиках и др.
Созданные в процессе работы модифицированной MRP-системы отчеты анализировались и учитывались на дальнейших этапах планирования, изменяя (при необходимости) программу производства и план заказов (обеспечивая тем самым гибкость планирования по отношению к таким внешним факторам, как уровень спроса, текущее состояние дел у поставщиков, наличие комплектующих и др.).
Главной задачей MRP-систем является обеспечение наличия на складе и в производственных помещениях необходимого количества требуемых материалов (комплектующих) в любой момент времени в рамках срока планирования. Программные системы, реализованные на базе MRP-методологии, позволили оптимально регулировать поставки, контролировать складские запасы и саму технологию производства. Использование MRP-систем позволило уменьшить объем постоянных складских запасов за счет оптимизации процесса поставок.
К несомненным достоинствам MRP-систем можно отнести: организационную эффективность планирования производственных запасов, автоматизацию их учета, уменьшение ошибок в планировании запасов и затрат на складское хранение материальных ресурсов. Основные недостатки MRP-систем:
-
значительный объем вводимых данных и их предварительной обработки;
-
возрастание логистических затрат на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы еще больше уменьшить запасы материальных ресурсов или перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения;
-
нечувствительность к кратковременным изменениям спроса;
-
наличие отказов из-за большой размерности системы и ее сложности.
Тем не менее в 1960-х годах многие крупные производственные компании - автомобильные, судосборочные, авиастроительные - успешно использовали MRP-системы для повышения эффективности производства.
- 0. Введение: Введение:
- Информация и информационная культура
- Информация, данные, знание и развитие экономики
- Информационные революции
- Информация и информационная культура предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- Сферы применения информационных технологий
- Обработка информации
- Хранение информации. Базы и хранилища данных
- Развитие инструментальных средств обработки информации
- Предыстория эвм
- Вычислительные устройства
- Поколения эвм
- Суперкомпьютеры и кластеры
- Компьютеры следующего поколения
- Контрольные вопросы и задания
- Предпосылки быстрого развития информационных технологий
- Этапы развития информационных технологий
- Проблемы, стоящие на пути информатизации общества
- Задачи и процессы обработки информации
- Преимущества применения компьютерных технологий
- Инструментальные технологические средства
- Тенденции развития ит
- От обработки данных - к управлению знаниями
- Децентрализация и рост информационных потребностей
- Интеграция децентрализованных систем
- Капиталовложения и риски
- Психологический фактор и языковые уровни
- Развитие ит и организационные изменения на предприятиях
- Контрольные вопросы и задания
- Развитие Internet/Intranet технологий
- Поисковые системы
- Internet-технологии в бизнесе
- Электронная коммерция
- Контрольные вопросы и задания
- Понятие информационной системы
- Информационная стратегия как ключевой фактор успеха
- Внешнее и внутреннее информационное окружение предприятия
- Информационный контур, информационное поле
- Контрольные вопросы и задания
- Роль структуры управления в формировании ис
- Типы данных в организации
- От переработки данных к анализу
- Системы диалоговой обработки транзакций
- Рабочие системы знания и автоматизации делопроизводства
- Управляющие информационные системы
- Системы поддержки принятия решений
- Olap-технологии
- Технологии Data Mining
- Статистические пакеты
- Нейронные сети и экспертные системы
- Информационные системы поддержки деятельности руководителя
- Контрольные вопросы и задания
- Взаимосвязь информационных подсистем предприятия
- Сервис-ориентированная архитектура ис
- Контрольные вопросы и задания
- Принципы создания информационной системы
- Принцип "открытости" информационной системы
- Структура среды информационной системы
- Модель создания информационной системы
- Реинжиниринг бизнес-процессов
- Отображение и моделирование процессов
- Обеспечение процесса анализа и проектирования ис возможностями case-технологий
- Внедрение информационных систем
- Основные фазы внедрения информационной системы
- Контрольные вопросы и задания
- Управленческий учет и отчетность
- Автоматизированные информационные системы
- Интегрированная информационная среда
- Эволюция кис
- Контрольные вопросы и задания
- Методология планирования материальных потребностей предприятия mrp
- Стандарт mrp II
- Контрольные вопросы и задания
- Erp и управление возможностями бизнеса
- Состав erp-системы
- Основные различия систем mrp и erp
- Особенности выбора и внедрения erp-системы
- Основные принципы выбора erp-системы
- Основные технические требования к erp-системе
- Оценка эффективности внедрения
- Особенности внедрения erp-системы
- Основные проблемы внедрения и использования erp-систем
- Неэффективность внедрения
- Сложность эффективной интеграции erp-систем с приложениями третьих фирм
- Ограниченные аналитические возможности erp-систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений
- Контрольные вопросы и задания
- Функциональное наполнение концепции crm
- Главные составляющие crm-системы
- Планирование ресурсов предприятия, синхронизированное с требованиями и ожиданиями покупателя
- Новая покупательская ценность
- Выстраивание новых взаимоотношений: фокус на покупателя, а не на продукт
- Главная цель - "интегрирование" покупателя
- Использование открытых технологий
- Методология scm: ключ к согласованному бизнесу
- Контрольные вопросы и задания
- Надо ли защищаться?
- От кого защищаться?
- От чего защищаться?
- Как защищаться?
- Чем защищаться?
- Кто и как должен заниматься организацией защиты?
- Что выбрать?
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Лекция: Заключение: