Многерица: единонемыслие единого
Суть системного подхода в том, чтобы ни в один момент времени не забывать про систему в целом — воплощение системы, которое просто по-разному представляется состоящим из разных частей разными стейкхолдерами. Это очень трудно.
В христианстве есть довольно сложно осваиваемое в мышлении понятие троицы: бог представляется одновременно и единым, и существующим в трёх ипостасях (отца, сына и святого духа).
Проблема в том, что думать о боге нужно одновременно и о как едином, и как об отдельных ипостасях — такому мышлению несколько лет обучают в семинариях. Сама идея-то понимается очень легко, но не так легко эта идея осваивается в практике мышления, метанойя происходит медленно:
То же самое есть и во многих других религиях, хотя там необязательно троица. В буддизме и индуизме иногда говорят и об аспектах (и не путайте использование этого термина тут с использованием этого термина для группировки стейкхолдерских интересов). В даосизме единое (дао) одновременно представляется как двоица (противоположности инь и янь, ипостаси дао). Впрочем, некоторые и тут видят троицу:
Беглости подобного мышления «единого-ипостасного» тоже довольно долго учат, хотя идея понимается с первого предъявления.
Все религии как-то учитывают возможность различных обликов/аспектов/ипостасей для какой-то божественной сущности — и тут нужно добавить, что религиозность и божественность тут не при чём, просто речь идёт о достаточно продвинутом мышлении. В абсолютно светском системном подходе кроме метанойи холархичности («каждое целое — это часть, каждая часть — целое») вам потребуется метанойя междисциплинарности: о какой-то системе одновременно думать как о чём-то, совмещающем разные свои ипостаси, так и как об отдельных ипостасях — в том числе при той трудности, что ипостаси этой системы нередко имеют ещё и разные имена, обозначающие систему-как-ипостась (хотя одинаковые имена для разных ипостасей встречаются даже чаще, что вносит огромную путаницу).
По сравнению с религиями трудность в том, что речь идёт не о трёх ипостасях/аспектах, не о троице, а о множестве ипостасей системы — о многерице .
Компоненты, модули, места (они же — функциональные элементы, конструктивные элементы, размещения) не единственный способ увидеть в системе части. Этих способов огромное количество. Разные стейкхолдеры по-своему выделяют части в системе, по-своему называют систему, по-своему употребляют систему. Тем не менее, какие-то общие типы основных ипостасей системы существуют, хотя и по-разному определяются в разных школах мысли:
• ISO 15926 — две основных: функциональные объекты, физические объекты. Остальные могут вводиться по потребности.
• IEC 81346 — «по меньшей мере» три (функция, продукт, место)
• Книга Paul Clements at al., Documenting Software Architectures: Views and Beyond (2nd edition), Addison-Wesley Professional, 2010 — три стиля (компоненты, модули, размещения, и разные варианты внутри каждого стиля). Авторы этой книги тесно связаны с разработчиками ISO 42010, поэтому мы ориентируемся в нашем учебнике именно на эти названия — «компоненты, модули, места/размещения».
• Книга Косяков, Свит, Сеймур: «Системная инженерия. Принципы и практика» — функциональный элемент, компонента (в значении «модуль» из предыдущей книги: ровно обратное использование термина!), размещение.
• СМД-методология — «по меньшей мере» пять (процессы, элементы и связи, внешние функции, морфология, материал)
• … и так далее, в среднем 3—7 основных ипостасей (впрочем, «ипостаси» тоже называются везде по-разному) в разных школах системного мышления.
В нашем курсе мы примем, что системы имеют минимально три ипостаси/аспекта — компонент, модулей и размещений. И запомним, что этих ипостасей/аспектов всегда больше, плюс сами эти ипостаси/аспектов в чистом виде не встречаются и обычно тесно сплетены друг с другом («гибридны»).
Для разных стейкхолдеров система будет представляться в своих аспектах-ипостасях мышления отдельных дисциплин совершенно по-разному — но при этом в системном мышлении она будет оставаться целостной/холистичной/целокупностью всех своих ипостасей/аспектов.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше