logo search
ЭЗ-2

Тема 8. Мировая культура в XIX веке

Особенности индустриальной цивилизации XIX века. Три главных фактора развития нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Превращение капитализма в мировую систему. Формирование мировой культуры как единства многообразия национальных культур. Проблема диалога культур.

Промышленный переворот в странах Европы и Северной Америки. Возникновение фабричного производства. Новый этап в развитии техники – начало машиностроения. Усовершенствования в металлургической промышленности, переворот в легкой промышленности, в средствах транспорта и связи. Первая железная дорога, пароход, паровой автомобиль. Появление электричества, воздушного шара, велосипеда, фотографии. Прогресс в военной технике: револьвер С. Кольта, разрывной снаряд Х. Шрапнеля, динамит А. Нобеля. Миграция населения и урбанизация – черты индустриального общества. Связь технического переворота с изменением в общественном сознании.

Мир человека буржуазного общества: образ жизни, идеи, ценностные ориентации, нравственные нормы. Новое понимание роли природы, человека, культуры. Природа как всеобщая мастерская, источник материалов и энергии. Человек как хомо фабер (производящий различные орудия труда). Наступление эпохи массовой культуры. Целесообразность, схематизм, стандартизация – составляющие образа жизни и мышления человека. Буржуазная мораль, становление, этапы развития. Рыцарская этика и новый идеал человека: предприимчивость, бережливость, независимость.

Политическая культура буржуазного общества. Либерализм – ведущее политическое течение XIX в. Либеральная идеология: в политике -принцип разделения властей, в экономике – защита права частной собственности, в социальной сфере – принцип равенства возможностей. Консерватизм – сохранение традиционных ценностей. Система Меттерниха. Социалистические теории: утопия и реальность. Венский вопрос в политической и духовной культуре европейского общества.

Художественная культура XIX в. Проблема смены стилей от классицизма к постимпрессионизму. Противоречие идеала и действительности – движущий мотив социокультурного развития XIX в. Классицизм конца ХVIII в., начала XIX в.: антифеодальный дух и пафос гражданственности. Романтизм (20-е гг.) как общекультурное движение, охватывающее разнообразные явления – от философии и политической экономии до моды на прически и костюмы. Проблема двоемирия; противопоставление реального и вообразимого миров: восточная тема поэзии Дж. Байрона, полотна Э. Делакруа, фантастические миры Э. Гофмана, Г. Гейне, Ф. Шуберта. Уход от действительности – переход в иное время, идеализация прошлого (рыцарские романы В. Скотта, оперы Р. Вагнера, Собор Парижской Богоматери В. Гюго). Тема рока, сверхъестественных сил, фатум, одиночество человека во враждебном мире. Идея «синтеза искусств» в романтизме.

Складывание и утверждение реализма (40-е гг.). Связь реализма с социально-экономическими проблемами общества. Социально-исторический или критический реализм – отражение «типических характеров» в «типических обстоятельствах». Социальный роман XIX в.: творчество Бальзака, И. Диккенса, Д. Голсуорси, У. Теккерея. Тема господства законов буржуазного общества над судьбой отдельного человека. Реализм в живописи: «крестьянская» живопись Ж.Ф. Милле, производственная тема у А. Ненцеля. Натурализм в художественной культуре (Э. Гонкур, А. Доде, Э. Золя).

Эпоха декаданса в искусстве Европы (с 50-х гг.). Кризисные явления в духовной культуре: настроения безнадежности, пессимизма, упадничества. Причины наступления эпохи декаданса в условиях успехов науки и техники.

Импрессионизм – направление в реалистическом искусстве. Задача непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в работах К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена. Поиски новых форм реализма и новых творческих приемов.

Идеи старения цивилизации, ущербности бытия и новой роли искусства как силы, «преодолевающей эпоху». «Переоценка ценностей» в философии Ф. Ницше.

Культура и прогресс в XIX в. Экономический фактор в общественном сознании: отождествление технического.