Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
Изображались такие жизненные циклы с периодизацией работ очень просто: такими «колбасками», в которых поминались производимые последовательно крупные работы, и эти работы были стадиями/фазами жизненного цикла.
Вот примеры такого изображения жизненного цикла разных типов систем из стандарта ISO 15288:
Нижняя строчка там представляет собой один из вариантов «типового жизненного цикла», который в том или ином виде может быть определён для почти каждого типа целевой системы. При этом часто стадии «использование» и «поддержка» показывают даже не последовательно, а в одном и том же месте «колбаски», говоря, что стадии жизненного цикла могут пересекаться — то есть работы разных стадий могут выполняться в одно и то же время.
Вот этот же жизненный цикл, но там уже используются не ломтики «колбаски», а «шеврончики», означающие «процесс» с последовательными стадиями:
На этой картинке уже нельзя указать точные моменты времени, когда начинается один процесс и заканчивается другой, и это намеренно. В жизни разных работ в каждой стадии обычно много, и когда работы одной стадии начинаются (например, начинается изготовление каких-то деталей будущей системы), работы другой стадии вполне могут ещё продолжаться (например, проектирование других деталей будущей системы не закончено).
Сам термин «жизненный цикл» всегда означает «полный» (от замысла до прекращения существования проэксплуатированной системы). В этом и была сила системного подхода, сам термин указывал думать о полном жизненном цикле, а не о его отдельных частях-стадиях.
Но поскольку уже было понятно, что речь идёт о работах, а естественной единицей работ стал «проект» (в смысле «проектного управления», project, а не design), то появился ещё один термин:жизненный цикл проекта (project life cycle) — он означал те работы жизненного цикла системы, которые попадали в конкретный проект. Проекты эти обычно совпадали с работами, проводимыми для каких-то полных стадий жизненного цикла, одной или нескольких. Это было естественным делением жизненного цикла, потому что разные проекты часто выполнялись разными организациями — и нужно было как-то выделять части жизненного цикла, за которые несла ответственность проводящая проект организация/предпринятие.
По факту системное мышление и проектное мышление в этот момент слились: жизненным циклом называли происходящие по поводу целевой системы работы, которые являлись предметом проектного управления в разнообразных проектах по поводу целевой системы.
Часто жизненный цикл системы обозначали просто линией времени с засечками, при этом он всегда обозначался полный: от замысла до момента прекращения существования, но на нём вполне можно было указать и жизненный цикл проекта, который мог быть короче жизненного цикла системы (например, включать в себя только замысел и проектирование/design, или только изготовление/воплощение системы как физического объекта, или только эксплуатация — тут могут быть самые разные варианты).
Помним, что работы — это 4D процессы, которые мы вполне можем представить как участвующие в этих работах (т.е. жизненном цикле) 4D объекты-индивиды обеспечивающих систем, которые в ходе взаимодействия с целевой системой меняют её состояния. Эти работы понимались типично как работы проектного управления: имеющие конкретную дату начала и конца, последующая работа обычно не могла начаться, пока не кончится предыдущая, требующая для своего выполнения «ресурсов» (тех самых 4D объектов-модулей, которые должны провзаимодействовать для получения целевой системы). Работы жизненного цикла по сути — это модульное представление обеспечивающих систем на всём времени, когда внешние и внутренние стейкхолдеры занимались целевой системой.
Это было первое (1.0) поколение понимания жизненного цикла: модульное, обеспечивающие системы/предпринятия как наборы всех работ по поводу целевой системы.
Попробуйте перестать рисовать целевую систему квадратиком или кружочком. Вместо этого рисуйте её жизненный цикл, обозначая его стрелочкой с засечками. Это будет напоминать не только о воплощении целевой системы, но и длительности работ с целевой системой, и о 4D предпринятиях, ведущих эти работы.
Тем самым от статических рассмотрений целевой системы мы перешли к динамическим (развёртка во времени) и перенесли фокус с самой системы на обеспечивающие системы/предпринятия (но не на системное окружение! Речь идёт о другой холархии, нежели холархия целевой системы и её использующей системы/операционного окружения).
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше