Продолжите ответ.
Последовательность А1+А3 распознается MS Excel как________________________________
Последовательность =D3+F3 является_____________________
Запись числа –12.3 является_____________________________
Запись числа 12,34 является_____________________________
Чтобы в ячейке отображалась формула необходимо_________
Запись =Лист1! А5 обозначает, что_______________________
Для автоматического выполнения трудоемких расчетов в MS Excel применяют_______________________
С помощью электронных таблиц решают такие источниковедческие задачи как ____________ и ___________________
Все операции по обработке и анализу данных источника проводятся над определенными ячейками или блоком ячеек, которые задаются________________________
ЭТ можно использовать как для решения вычислительных проблем, так и для организации___________________
Определите последовательность выполнения действий.
1. При выполнении операции копирования текста:
Правка/Копировать,
Выделить,
Правка/Вставить.
2. При выполнении операции перемещения текста:
Правка/ Вырезать,
Правка/Вставить,
Выделить.
3. При выполнении операции размещения текста в ячейке:
Формат/Ячейки,
Переносить по словам,
Выделить.
4. Расположите источники по степени их формализации:
Текстовые,
Статистические,
Структурированные.
Модуль II.
Обработка и анализ структурированных исторических источников.
Система управления базами данных
MS Access
!
Положения, на которые необходимо обратить внимание, выделены в тексте «жирным» шрифтом.
Тема 1. Базы данных как одна из ветвей
исторической информатики
План лекции:
Информационные системы.
Машиночитаемые данные, источники.
Вопрос 1. Информационные системы.
Традиционно в труде историка доминировала только одна сторона деятельности: материал, собранный им, им же систематизированный и проанализированный, как правило, не становился достоянием научного сообщества в отличие от результатов исследования. Довольно типично, что историки в разных городах и институтах обращаются к сходным проблемам и одному и тому же кругу источников, работают автономно, не имея возможности не только воспользоваться данными, уже собранными кем-нибудь из коллег, но даже не располагают информацией о том, кто такие данные имеет. Поэтому многие исследователи до сих пор вынужденно дублируют друг друга, работая с одними и теми же источниками и каждый раз создавая для себя информационную базу.
Начиная с 1960-х гг., в области информационного обеспечения исторических исследований происходят качественные изменения, связанные с внедрением современных информационных технологий. Внедрение вычислительной техники открыло возможности создания систем обработки данных и в сфере науки, в частности истории. Главным условием создания таких систем стала возможность хранения в "памяти" компьютера больших объемов данных, простота и скорость доступа к информации и ее обработки.
Появились первые автоматизированные информационные системы – комплексы технических и программных средств для сбора, хранения и обработки информации. Основными компонентами информационных систем являются:
технические средства (ЭВМ, сети ЭВМ);
средства программного обеспечения;
информационные ресурсы или базы данных.
С третьей частью информационной системы – базами данных – мы и познакомимся.
Новая самостоятельная ветвь информатики — технология баз данных (БД), появилась в начале 1960-х гг.. Микрокомпьютерная революция 1980-х годов не только ускорила этот процесс, но и заставила историков во многом переосмыслить принципы работы с источниками. Появились электронные библиографические и архивные каталоги, компьютерные сети, средства сканирования документов. Ситуацию в области информационного обеспечения исторической науки часто сравнивают с изобретением книгопечатания. Особенно выросло значение источниковедения, появился даже термин "Компьютерное источниковедение". В Московском университете на историческом факультете базовый курс по технологии баз данных ведется уже с 1991 г., в БГУ с 1993 г., в Могилевском педагогическом университете в течение нескольких лет читается спецкурс по технологии БД.
В течение курса мы рассмотрим методологические проблемы информационного обеспечения исторических исследований и познакомимся с технологией создания баз данных, изучим основные понятия и определения теории баз данных, наиболее часто используемые модели данных, ознакомимся с исследовательскими БД, созданными в Беларуси и за ее пределами.
- Введение
- Рабочая программа курса1
- Литература
- Вопрос 2. Классификация исторических источников, принятая в исторической информатике.
- Программное обеспечение для анализа различных типов исторических источников
- Тема 2. Электронные таблицы – программное обеспечение для анализа статистических и структурированных исторических источников
- Вопрос 1. Преимущества электронных таблиц.
- Вопрос 2. Семейство электронных таблиц
- Тема 3. Основные понятия и приемы работы в электронных таблицах ms Excel.
- Вопрос 1. Введение в электронные таблицы ms Excel.
- Вопрос 2. Структура экрана.
- Вопрос 3. Основные понятия.
- Вопрос 4. Ячейка, понятие адресации.
- Вопрос 5. Графические возможности.
- Вопрос 6. Расчетные операции.
- Вопрос 7. Основные манипуляции с таблицей.
- ? Вопросы для самоконтроля
- Лабораторные работы
- Создание и редактирование файла электронных таблиц
- Вычисления и статистические расчеты (Часть 1)
- Вычисления и статистические расчеты (Часть 2)
- Графические возможности электронных таблиц
- Решение некоторых источниковедческих проблем
- Ms excel как база данных
- Анализ данных (Часть 1)
- Анализ данных (Часть 2)
- Работа с географической картой
- Задания для самостоятельной работы
- Тест Выберите правильный ответ, поставив флажок
- 3. Ms Excel отличает текст от формулы при помощи знака,
- Продолжите ответ.
- Вопрос 2. Машиночитаемые данные, источники.
- Тема 2. Базы данных в исторических исследованиях Беларуси
- Вопрос 1. Особенности создания баз данных на материале исторических источников.
- Вопрос 2. База данных " Лица, незаконно репрессированные".
- Вопрос 3. Проект Базы данных по церковным метрическим книгам и подушным переписям населения.
- Структура бд по церковным метрическим книгам и подушным переписям населения
- Вопрос 4. База данных по исторической географии Беларуси.
- Вопрос 5. Базы данных к 28-му тому Литовской Метрики.
- Вопрос 6. Базы данных по материалам "Пописов Войска Великого княжества Литовского".
- Вопрос 7. Базы данных по "Тарифам подымного налогообложения".
- Вопрос 8. Полоцкая просопографическая база данных.
- Вопрос 9. Базы данных "Музеи Беларуси в зеркале периодики 1985–1995 гг." и "Архивы войны".
- Вопрос 10. Базы данных архивов и музеев рб.
- Тема 3. Базы данных в исторических исследованиях России и Украины, включая археологические базы данных
- Вопрос 1. Базы данных в исторических исследованиях России.
- Вопрос 2. Археологические базы данных России и Украины.
- Тема 4. Основные понятия технологии баз данных. Субд ms Access
- Вопрос 1. Базы данных: архитектура и модели данных.
- Упорядочивать информацию по различным признакам и критериям;
- Быстро извлекать выборки с произвольным сочетанием признаков.
- Вопрос 2. Понятия реляционной алгебры.
- Соответствие традиционных понятий, терминов реляционной алгебры и терминов систем управления базами данных.
- Вопрос 3. Стандартные системы управления базами данных.
- Вопрос 4. Структура экрана.
- Вопрос 5. Принципиальная схема работы.
- Вопрос 6. Объекты (базовые и производные).
- Вопрос 7. Рсубд ms Access: режимы работы.
- Вопрос 8. Организация данных.
- Вопрос 9. Связи между таблицами.
- Тема 5. Специальное программное обеспечение для историков kleio, tact, socrates, censsys, wincens)
- Вопрос 1. Иерархическая источнико-ориентированная база данных kleio.
- Вопрос 2. Полнотекстовая база данных таст.
- Вопрос 3. Socrates, специализированная надстройка субд.
- Вопрос 4. Система представления и анализа структурированных источников CensSys (WinCens).
- Вопросы для самоконтроля.
- Лабораторные работы
- Структурирование информации. Создание базы данных
- Проведение группировок и групповых вычислений. Импорт/экспорт данных
- Категории налогоплательщиков
- Создание отчетов и форм. Построение запросов с условием
- Создание сложных запросов. Работа с гиперссылками
- Автоматизация работы с базой данных
- Задания для самостоятельной работы
- Тест Выберите правильный ответ, поставив флажок
- Поставьте в соответствие.
- Продолжите ответ.
- Терминологический словарь
- Основные команды и операции
- Основные действия при работе в Windows 98
- Перечень основных действий при работе
- Перечень основных действий при работе с субд ms Access
- Экзаменационные вопросы и задания Вопросы к экзамену по курсу «Историческая информатика»
- Экзаменационные задания по курсу “Историческая информатика”
- Приложения
- Основные повинности тяглых крестьян с волоки в имениях духовных и светских феодалов
- Суадносіны асноўнай і прыемнай зямлі ў надзеле сялян Беларусі ў другой палове XVIII ст.
- Склад казенных маенткаў і дзяржаўных сялян у 1837 г.
- Колькасць духоўных маенткаў і сялян,
- Колькасць вольных людзей у Беларусі і Літве
- Склад і рассяленне аднадворцаў паводле іх перапісу 1842-1843 гг.
- Колькасць і ўдзельная вага асноўных груповак сялян на Беларусі ў канцы XVIII - першай палове XIX ст.
- Суадносіны рэнтных формаў цяглых сялян магнацкіх уладанняў захаду і цэнтра Беларусі ў другой палове XVI-XVIII ст.
- Суадносіны рэнтных формаў цяглых сялян магнацкіх уладанняў усходу Беларусі ў другой палове XVII-XVIII ст.
- Содержание
- Тема1. Исторические источники, их классификация 12
- Тема 2. Электронные таблицы – программное обеспечение 18
- Тема 3. Основные понятия и приемы работы в электронных таблицах ms Excel. 20
- 220050, Минск, проспект Франциска Скорины, 4.
- 220030, Минск, ул. Красноармейская, 6.