logo
2 курс_ВСЕ_УМКИИ_Липницкая Попова

Создание отчетов и форм. Построение запросов с условием

Цель работы: изучить работу Мастеров по составлению отчетов и форм. Создать и распечатать отчеты с информацией для определения совпадающих фамилий (составление именного указателя), с информацией для определения общего количества владений по титулам. Научиться создавать запросы с условием; получить отдельные списки землевладельцев по титулам, списки владений великого князя, список землевладельцев, выставляющих более одного коня.

Материал для работы: фрагмент из научно-исследовательской БД Pinsk по Попису войска ВКЛ 1528 года с информацией по шляхте Пинского повета; фрагменты научно-исследовательских БД Orsha и Ushebn.

Ход работы.

Создайте в своей рабочей папке базу данных с именем Пинск_NN. Импортируйте в созданную базу таблицу из БД Pinsk, расположенной в папке Лаб_раб 2/Access.

Откройте таблицу и внимательно изучите информацию, занесенную в БД. Запомните названия ее полей и данные, которые в них занесены.

Создание отчетов.

Отчет представляет данные в удобной для чтения и анализа форме, может содержать записи, сгруппированные по типу с вычислением итоговых и средних значений, а также графические объекты. Для начала создайте несложные отчеты с помощью генераторов отчетов.

Рассмотренные виды отчетов размещают всю информацию БД. Мастер отчетов позволяет создавать отчеты, которые содержат часть информации БД, выбранной по определенным условиям.

На основе данных таблицы создайте отчет, позволяющий найти повторяющиеся в таблице БД Рinsk фамилии. Для этого

Созданный отчет откроется в режиме просмотра информации.

Курсор в виде “лупы” позволяет изменять масштаб отображения информации на экране. В строке состояния внизу экрана с помощью кнопок и просмотрите созданный отчет.

Найдите повторяющиеся фамилии. Выпишите информацию о них.

Перейдите в режим Конструктор отчета (Вид/ Конструктор).

Окно Конструктора отчетов разбито на несколько областей. Область Заголовка отчета содержит название Пинская шляхта. Область Верхнего колонтитула содержит подписи (заголовки) столбцов и групп отчета в виде имен полей (обе области можно редактировать). Область данных включает информацию из таблицы БД (данную область нельзя редактировать, так как нарушится связь с таблицей БД).

В области Верхнего колонтитула активизируйте каждое поле и замените латинские надписи на русские или белорусские.

Разместите информацию так, чтобы ее можно было выводить на печать. В области данных можно увеличить или уменьшить размеры полей, передвинуть их (шаблоном “черная ладонь”), чтобы отчет приобрел компактный вид. Вернитесь в Верхний колонтитул и тоже сделайте соответствующие перестановки.

Просмотрите отчет в режиме Предварительного просмотра (Вид/ Предварительный просмотр).

Дополнительное задание.

  1. Создайте отчет с группировкой по титулам и итогами по количеству владений и дымов. Для получения информации используйте таблицы БД Orsha.

В этом отчете поля данных должны быть расположены в табличной форме, подписи полей – у верхнего края страницы. Кроме этого, нужно произвести группировку записей по титулу и вычислить количество владений и дымов по каждому титулу, доли в процентах. Для этого

Сравните полученные результаты с таблицей “Налогоплательщики” (см. лабораторная работа № 2).

Запросы с условием.

Часто перед исследователем стоит задача получения информации из базы данных о конкретных людях, объектах, явлениях. Например, нужно получить список панов Оршанского повета, или список налогоплательщиков, имеющих более 5 дымов, или полный список землевладельцев, выставлявших в войско только одного коня. Для решения задач такого рода используют запросы с условием.

Итак, сколько землевладельцев Пинского повета выставляло по 1 коню в войско ВКЛ? Создав запрос с условием, вы сможете дать ответ на вопрос: Для этого

Дополнительное задание.

  1. Сколько землевладельцев ставили в в войско ВКЛ более 3 коней (по БД Uchebn)?

  2. Сколько землевладельцев ставили в в войско ВКЛ менее 8 коней (по БД Uchebn)?

  3. Сколько землевладельцев упомянуто в Пописе под датой 5 ноября 1567 г. (по БД Uchebn)?

  4. Вывести список владений Менского и Ошменского поветов одновременно (по БД Uchebn).

  5. Вывести список местечек Оршанского повета (по БД Orsha).

Создание форм.

В MS Access существует несколько способов ввода и редактирования данных. Простейший вы уже знаете. Но можно и подготовить формы данных, которые существенно облегчат как сбор необходимой информации в библиотеке или архиве (форма-анкета), так и ввод собранной информации в компьютер, да и восприятие хранящейся информации. Для этого существуют специальные помощники Мастера форм.

Мастер форм предоставляет следующие виды форм: Мастер форм, Автоформа в столбец, Автоформа ленточная, Автоформа табличная, Диаграмма, Сводная таблица.

Активизируйте базу данных Pinsk. Создайте следующие формы, каждую со своим именем: в столбец, Табличную, Ленточную. Для этого последовательно выбирайте вкладка Форма/ кнопка Создать/ Автоформа: в столбец, Источник информации – таблица Pinsk/ ОК.

На экране появится форма (рис. 11) с информацией по всем полям. Просмотр данных можно осуществлять с помощью кнопок ►и◄в строке состояния внизу экрана.

Закройте форму. Присвойте ей имя.

Рис. 11. Окно формы В столбец

Аналогично создайте другие виды форм.

Более широкие возможности для оформления создаваемых форм дает Мастер. С его помощью создайте собственную форму для ввода/просмотра информации БД. Для этого

MS Access дает возможность представлять формы, где будет размещаться информация одновременно из двух таблиц с установленной связью. Такая форма называется Составной. Одна из таблиц будет главной, другая – подчиненной.

Создайте составную форму для БД Orsha. В главной таблице формы поместите в виде столбца информацию о субьекте (ФИО, Титул владельца, Количество имений и дымов), а в подчиненной – об объектах (Название, Тип имений). Не забудьте о связующем поле.

Для этого

Просмотр информации в составной форме осуществляется с помощью кнопок ► и ◄ на счетчике внизу экрана. При этом данные в подчиненной форме соответственно меняются (рис. 12).

Просмотрите информацию. Если необходимо, отрегулируйте расположение главной и подчиненной форм в режиме Конструктора с помощью мыши.

В Конструкторе переименуйте имена полей в обеих формах, вставив русские или белорусские названия. Например, ФИО по-русски, Титул, кол-во имений, кол-во дымов и т. д.

Рис. 12. Окно составной формы

Закройте форму с сохранением информации.

Завершите работу.

Лабораторная работа № 4