logo
2 курс_ВСЕ_УМКИИ_Липницкая Попова

Продолжите ответ.

  1. Последовательность А1+А3 распознается MS Excel как________________________________

  2. Последовательность =D3+F3 является_____________________

  3. Запись числа –12.3 является_____________________________

  4. Запись числа 12,34 является_____________________________

  5. Чтобы в ячейке отображалась формула необходимо_________

  6. Запись =Лист1! А5 обозначает, что_______________________

  7. Для автоматического выполнения трудоемких расчетов в MS Excel применяют_______________________

  8. С помощью электронных таблиц решают такие источниковедческие задачи как ____________ и ___________________

  9. Все операции по обработке и анализу данных источника проводятся над определенными ячейками или блоком ячеек, которые задаются________________________

  10. ЭТ можно использовать как для решения вычислительных проблем, так и для организации___________________

Определите последовательность выполнения действий.

1. При выполнении операции копирования текста:

2. При выполнении операции перемещения текста:

3. При выполнении операции размещения текста в ячейке:

4. Расположите источники по степени их формализации:

Модуль II.

Обработка и анализ структурированных исторических источников.

Система управления базами данных

MS Access

!

Конспект лекций

Положения, на которые необходимо обратить внимание, выделены в тексте «жирным» шрифтом.

Тема 1. Базы данных как одна из ветвей

исторической информатики

План лекции:

  1. Информационные системы.

  2. Машиночитаемые данные, источники.

Вопрос 1. Информационные системы.

Традиционно в труде историка доминировала только одна сторона деятельности: материал, собранный им, им же систематизированный и проанализированный, как правило, не становился достоянием научного сообщества в отличие от результатов исследования. Довольно типично, что историки в разных городах и институтах обращаются к сходным проблемам и одному и тому же кругу источников, работают автономно, не имея возможности не только воспользоваться данными, уже собранными кем-нибудь из коллег, но даже не располагают информацией о том, кто такие данные имеет. Поэтому многие исследователи до сих пор вынужденно дублируют друг друга, работая с одними и теми же источниками и каждый раз создавая для себя информационную базу.

Начиная с 1960-х гг., в области информационного обеспечения исторических исследований происходят качественные изменения, связанные с внедрением современных информационных технологий. Внедрение вычислительной техники открыло возможности создания систем обработки данных и в сфере науки, в частности истории. Главным условием создания таких систем стала возможность хранения в "памяти" компьютера больших объемов данных, простота и скорость доступа к информации и ее обработки.

Появились первые автоматизированные информационные системы – комплексы технических и программных средств для сбора, хранения и обработки информации. Основными компонентами информационных систем являются:

С третьей частью информационной системы – базами данных – мы и познакомимся.

Новая самостоятельная ветвь информатики — технология баз данных (БД), появилась в начале 1960-х гг.. Микрокомпьютерная революция 1980-х годов не только ускорила этот процесс, но и заставила историков во многом переосмыслить принципы работы с источниками. Появились электронные библиографические и архивные каталоги, компьютерные сети, средства сканирования документов. Ситуацию в области информационного обеспечения исторической науки часто сравнивают с изобретением книгопечатания. Особенно выросло значение источниковедения, появился даже термин "Компьютерное источниковедение". В Московском университете на историческом факультете базовый курс по технологии баз данных ведется уже с 1991 г., в БГУ с 1993 г., в Могилевском педагогическом университете в течение нескольких лет читается спецкурс по технологии БД.

В течение курса мы рассмотрим методологические проблемы информационного обеспечения исторических исследований и познакомимся с технологией создания баз данных, изучим основные понятия и определения теории баз данных, наиболее часто используемые модели данных, ознакомимся с исследовательскими БД, созданными в Беларуси и за ее пределами.