Эмерджентность
Для того, чтобы какой-то набор частей был системой, нужно удовлетворить ещё одному условию: этот набор взаимодействующих частей должен проявлять какое-то свойство, которого нет у его частей. Это явление называют эмерджентностью (emergence, системный эффект).
Показа времени нет ни в стрелках механических часов, ни в их шестерёнках, ни в корпусе, ни в пружине. А в целом в часах в сборе во время их работы показ времени возможен — в силу взаимодействия их частей. Каждая часть часов выполняет свою функцию в часах в целом, и возникает (emerge) системный эффект, проявляется эмерджентность: часы начинают выполнять свою функцию в своём системном окружении: показывать время.
Организм животного прыгает и бегает, а его органы — нет. Органы производят какие-то действия внутри организма (например, мышцы сокращаются, печень чистит кровь, лёгкие насыщают её кислородом и освобождают от углекислоты), а отдельные клетки внутри органов этого делать не могут. Системы не просто состоят из частей, они проявляют как холон своё назначение внутри использующей их в своём составе надсистемы.
Основная особенность систем — это то, что «всё со всем связано», элементы системы в системе ведут себя не так, как они же вне системы. Атомы вне молекулы ведут себя не так, как внутри молекулы. Клетки вне органа ведут себя не так, как внутри органа.
Чтобы разобраться в очень сложных системах, состоящих из огромного количества элементов, их представляют как холархию, на каждом уровне которой ожидают системного эффекта/эмерджентности. Например, вот индивидуальные детали автомобиля:
Разбираясь с этими индивидуальными деталями невозможно понять, как он работает. Мы должны рассмотреть как отдельную целую часть/холон двигатель, чтобы объяснить, откуда появляется движение автомобиля, мы должны рассмотреть как отдельную часть салон автомобиля в сборе, чтобы объяснить, почему в нём удобно могут находиться несколько пассажиров, мы должны рассмотреть отдельно собранные все детали тормозной системы, чтобы показать, каким образом автомобиль может тормозить.
Нужно чётко понимать, что сами по себе границы всех упомянутых систем «необъективны», это какие-то стейкхолдеры автомобиля часть деталей в их сборке называют «двигатель», другую часть деталей «салон», третью — «тормозная система». Собирать отдельные части в целое для того, чтобы обсудить проявляющийся системный эффект — это сердцевина системного подхода, самое в нём главное.
В силу эмерджентности на каждом системном уровне появляются свойства, которые нужно обсуждать глубоко какому-то новому сообществу стейкхолдеров. Так, специалисты по автомобильной мебели могут обсуждать удобство мебели отдельно от специалистов по двигателям, которые будут обсуждать мощность двигателя. Все стейкхолдеры будут преследовать свои интересы, их деятельности глубоко связаны друг с другом, но появляется возможность хоть как-то эти деятельности структурировать — эти деятельности центрируются вокруг холонов разных уровней холархии. В центре этих деятельностей — эмерджентные свойства этих холонов.
Именно этим системный подход отличается от редукционизма — подхода, который не имеет дела с холархиями из холонов-систем. Редукционисты не выделяют отдельных системных уровней, поэтому ведущую дисциплину какого-то стейкхолдерского уровня выпячивают как средство объяснения поведения всей системы в целом. Так, поведение человека редукционисты могут объяснять химическими и электрическими процессами, которые проходят в мозгу. Верно ли это? Да, это верно, но совершенно бесполезно! Точно так же можно объяснять поведение человека квантовохимическими процессами с участием электронов и элементарных частиц атомных ядер, которые лежат в основе химических процессов, или наоборот — клеточными процессами, для которых основой служат химические процессы с клеточными молекулами. Танец можно объяснять как набор химических процессов между молекулами клеток человека, или набор движений сотен мышц, или как очень сложный набор безусловных рефлексов — но эмерджентности в этом не будет, не будет обсуждения собственно танца, это будут редукционистские описания, сводящие эмерджентные свойства к свойствам частей системы. Системный подход появился как раз, чтобы преодолеть попытки описать поведение систем в целом хорошо разработанными методами описания частей этих систем.
Эмерджентность нужно отличать от синергии — эффекта взаимоусиления свойств. Если при объединении двух компаний с небольшой прибылью мы наблюдаем их взаимополезность и прибыль резко растёт, будет более сильная компания, никакого системного эффекта нет, есть синергия этих компаний. А вот если соединить кирпичи и цемент в правильной форме, то из их взаимодействия появится дом — и можно обсуждать комнаты, жильцов дома, что для обсуждения просто бетона и кирпичей просто невозможно. Кирпич в цементе ничего не усиливает, ничему не способствует, цемент у кирпича ничто не усиливает, но если их взять в достаточном и правильном количестве и соединить, то будет дом — свойства дома будут несравнимы со свойствами кирпича и бетона. В домах живут, в кирпичах не живут, даже сложенных в кучку. Хотя формально живут в кирпичах с цементом, но в этих терминах трудно обсуждать жизнь. Это редукционизм, сводить дом к кирпичу с цементом. Например, у дома есть архитектурный стиль — модерн, барокко — а у кирпичей с цементом этого архитектурного стиля нет, его в терминах кирпичей не обсуждают, он только уже у домов. Но формально элементы этого стиля — это просто та или иная выкладка кирпичей. Это редукционизм, «правда, но бесполезная правда», так невозможно объяснить происходящее с домом, так дом нельзя обсуждать. Синергия (сложение частей без появления новых качеств, но изменением старых качеств частей) тем самым может обсуждаться в рамках редукционизма, а эмерджентность редукционизм исключает.
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше