Введение
В настоящее время на старших курсах практически всех специальностей введен предмет с обобщенным условным названием «Информационные технологии (в данной специальности)».
На разных специальностях объем аудиторных часов выделяемый на указанный предмет меняется от 24 до 70 часов и может даже включать выполнение курсовых работ. При этом объем часов, зависит не столько от специальности, сколько от предпочтений составителей учебных планов.
В вольном изложении (по определению [7]) информационные технологии это комплекс аппаратного и программного обеспечения, предназначенного для целей автоматизации определенных аспектов профессиональной деятельности.
Конкретное содержание предмета почти для всех специальностей за исключением небольшой специфики практически одно и то же.
В качестве примера приводится выдержка из стандарта специальности «Управление персоналом».
СД. 07 Информационные технологии управления персоналом
Информационный контур управления персоналом; экономическая информация и ее свойства; информационная система управления персоналом и информационные технологии; эволюция информационных систем и их классификация; средства компьютерной, коммуникационной и организационной техники; характеристика и классификация современных программных средств; нормативно-методическое обеспечение информационных технологий управления персоналом; информационная безопасность; современная концепция автоматизированных рабочих мест (АРМ), классификация и принципы построения; АРМ кадровой службы; вычислительные сети, нейросетевые технологии и средства мультимедиа; интеллектуальные информационные технологии и системы поддержки принятых решений; экономическая эффективность применения автоматизированных информационных технологий.
Перечисленные в стандарте общие вопросы должны быть рассмотрены в лекционном курсе. При этом даже у начинающих преподавателей обычно нет проблем с формированием лекционного материала.
Проблемы начинаются при формировании тематики практических занятий. Предполагается, что на практические занятия должны выноситься вопросы, наиболее важные для понимания сущности предмета.
Здесь все зависит от видения преподавателя данного предмета, его вкусов и предпочтений, которые, кстати, могут меняться со временем. Разумеется, многое также зависит от наличия нужного программного обеспечения, уровня подготовки студентов и многих других подобных «мелочей».
Авторами предполагается, что в современных условиях наиболее важным аспектом в подготовке специалистов практически всех специальностей является нацеленность на формирование у них основ экономической культуры. В рамках данного предмета это означает, что изучаемые возможности современных информационных технологий должны быть ориентированы именно на экономические приложения.
Разработанное учебное пособие предназначено для использования на практических занятиях по дисциплинам: «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Информационные технологии управления персоналом», «Информационные технологии в рекламе».
Главным критерием при выборе программного обеспечения для лабораторных занятий является его лицензионность или, по крайней мере, бесплатность. Именно по этому признаку основной программной средой при выполнении лабораторных заданий был выбран MS Excel. Дополнительным плюсом использования Excel является то, что в результате прохождения общего курса информатики студенты уже обладают определенными навыками работы в Excel.
Данное пособие содержит лабораторные работы по таким разделам как общие приемы работы с формулами и функциями в Excel, реализация в Excel экономических расчетов и численных методов решения экономических задач, статистические методы анализа данных, организация работы с базами данных, автоматизация работы с помощью макросов в Excel, технология создания информационных систем
Все работы имеют общую структуру и состоят из следующих разделов:
– краткие теоретические сведения;
– детально разобранный пример;
– варианты заданий.
- Содержание
- VII. Статистические методы 167
- Введение
- I. Общие методы работы
- 1.1. Работа с формулами
- 1.1.1. Общие сведения
- Вычисления сложных выражений
- 1.1.2. Задание
- 1.2. Математические функции
- 1.2.1. Общие сведения
- 1.2.2. Пример
- 1.2.3. Варианты заданий
- 1.3. Вычисления с условиями
- 1.3.1. Общие сведения
- 1.4. Работа со справочниками
- 1.4.1. Общие сведения
- 1.4.2. Варианты заданий
- «Разносортица»
- «Маршрутное такси»
- «Гостиница»
- «Автовокзал»
- «Книжное издательство»
- «Продукты»
- «Коттеджи»
- «Гастроли»
- «Туристическое агентство»
- «Комплектующие»
- «Авиаперевозки»
- «Винный погребок»
- «Сберкасса»
- «Мебельная фабрика»
- 16. «Сага о таре»
- 1.5. Работа с диаграммами
- 1.5.1. Общие сведения
- 1.5.2. Задание на построение диаграммы
- 1. Изменение настроек параметров диаграммы:
- 3. Форматирование рядов данных и их элементов:
- 4. Форматирование осей диаграммы:
- 5. Форматирование сетки, стен и основания:
- 6. Форматирование легенды:
- 1.5.3. Варианты заданий
- 1.6. Собственные функции
- 1.6.1. Общие сведения
- 1.6.2. Общие сведения о Visual Basic for Excel
- Математические операции
- Математические функции
- 1.6.3. Варианты заданий
- II. Численные методы
- 2.1. Решение алгебраических уравнений Средство «Подбор параметра»
- 2.1.1. Общие сведения
- 2.1.2. Пример
- 2.1.3. Варианты заданий
- 2.2. Решение систем уравнений
- 2.2.1. Общие сведения
- 2.2.2. Реализация расчетов в Excel
- 2.2.3. Варианты заданий
- 2.3. Задачи оптимизации
- 2.3.1. Общие сведения
- 2.3.2. Пример
- 2.3.3. Варианты заданий
- III. Базы данных в ms Excel
- Каждое из последующих заданий необходимо выполнять на отдельном листе!!!
- Сортировка
- 3.1.1. Общие сведения
- 3.1.2. Варианты заданий
- Фильтрация данных
- 3.2.1. Общие сведения
- Варианты заданий
- Средство «Итоги»
- 3.3.1. Общие сведения
- Сводные таблицы
- 3.5. Функции для работы с базами данных
- 3.6. Консолидация данных
- 3.6.2. Варианты заданий
- 3.7. Контрольная работа по теме «Базы данных в Excel»
- 3.7.1. Указания
- 2. Скопируйте указанный файл в свою рабочую папку и вся дальнейшая работа должна производиться только с этой копией.
- 3.7.2. Варианты заданий
- Вариант 12
- Вариант 13
- Вариант 14
- Вариант 15
- IV. Макросы в ms Excel
- 4.1. Макросы для автоматизации работ
- 4.1.1. Пример
- 4.2. Вычислительные макросы
- 4.2.1. Пример 1. Расчет точки безубыточности
- 4.2.2. Пример 2. Моделирование процесса налогообложения [8]
- 4.3. Использование макросов для создания интерфейса
- V. Технология создания информационной системы средствами ms Excel
- 5.1. Постановка задачи
- 5.2. Требования к системе
- 5.3. Общая архитектура ис
- 5.3.1. Проектирование общей архитектуры
- 5.3.2. Создание общей архитектуры
- 5.3.2.1. Создание объектов ис
- 5.3.2.2. Организация переходов между объектами
- 5.3.2.3. Этапы создания интерфейса
- 5.4. Организация работы с базой данных
- 5.4.1. Заполнение таблиц модельными данными
- 5.4.2. Работа с данными
- 5.4.3. Сортировка
- 5.4.4. Поиск данных
- 5.4.5. Отчеты
- 5.4.5.1. Использование функций
- 5.4.5.2. Использование сводных таблиц
- 5.4.5.3. Использование элементов управления
- 5.4.5.5. Использование встроенных функций
- Функция должна быть в англоязычном варианте.
- 5.4.5.6. Варианты заданий
- 5.4.6. Расчет заработной платы
- 5.4.6.1. Постановка задачи
- 5.4.6.2. Интерфейс расчета заработной платы
- 5.4.6.3. Реализация расчетов
- VI. Экономические расчеты
- 6.1. Задачи на проценты
- 6.1.1. Общие сведения
- 6.1.2. Пример.
- 6.1.3. Варианты заданий
- 6.2. Финансовые функции
- 6.2.1. Общие сведения
- Бс(Ставка, Кпер, Плт, Пс, Тип).
- 6.2.3. Варианты заданий
- 6.3. Анализ межотраслевого баланса (модель Леонтьева)
- Основные понятия
- Математическая модель межотраслевого баланса
- 6.3.4. Варианты заданий
- 6.4. Задача об эквивалентности ставок [1]
- 6.4.1. Основные формулы
- 6.4.2. Постановка задачи
- 6.4.3. Варианты заданий
- 6.5. Методы анализа проектов (использование средства «Подбор параметра»)
- 6.5.1. Термины и определения
- 6.5.2. Примеры
- Варианты заданий
- 6.6. Выбор оптимального портфеля инвестиций
- 6.6.1. Основные определения
- 6.6.2. Пример
- 6.6.3. Варианты заданий
- 6.7. Вычисление налогов
- 6.7.1. Предварительные замечания
- 6.7.2. Пример.
- 6.7.3. Варианты заданий
- 6.8. Моделирование динамических процессов
- 6.8.1. Общие сведения
- 6.8.2. Порядок выполнения работы
- 6.8.3. Пример
- Результаты должны отражать основные закономерности процесса
- 6.8.4. Варианты заданий
- Производство в условиях постоянного спроса
- Конкуренция
- Сезонное производство
- Рыночные отношения
- Взаимопоставки
- Цены в условиях ограниченного объема выпуска
- Северный завоз
- Два пароходства
- Последовательные перевозки
- Антимонопольная система
- Конъюнктура
- Количество информации в Интернет
- Валютная интервенция
- Реклама
- VII. Статистические методы
- 7.1. Определение характеристик случайных величин
- 7.1.1. Содержание работы
- 7.1.2. Варианты заданий
- 7.2. Дисперсионный анализ
- 7.2.1. Общие сведения
- 7.2.1. Пример
- 7.2.3. Методы, применяемые после дисперсионного анализа
- 7.2.4. Варианты заданий
- 7.3. Регрессионный анализ
- 7.3.1.Общие сведения
- 7.3.2. Порядок выполнения работы
- 7.3.3. Проверка уравнения регрессии на адекватность
- 7.3.4. Использование уравнения для прогноза
- 7.4. Кластерный анализ
- 7.4.1. Общие положения.
- 7.4.2. Примеры
- 7.4.3. Формализация процесса кластеризации
- 7.4.4. Порядок выполнения работы
- 7.4.5. Задания
- 7.5. Анализ временных рядов
- 7.5.1. Общие сведения
- 7.5.2. Пример
- Литература
- Приложения
- Технология генерации модельных данных
- Приложение 2 Районы и города Чувашии в цифрах [9]
- Тексты макросов Текст макроса для кластерного анализа
- Текст макроса для решения систем дифференциальных уравнений
- Текст макроса для генерации временного ряда
- Приложение 4 Транспорт и связь
- Статистические данные по регионам рф [5]