logo search
ЭЗ-2

Организационно-методический раздел

Содержание учебной дисциплины соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Согласно основным принципам методологии дисциплины в ее основу положен синтез достигнутого наукой знания о возможностях практи­ческого обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой оби­тания и информации о приемах и методах организации защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Благодаря изучению дисциплины «Безо­пасность жизнедеятельности» у будущих специалистов формируется пред­ставление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятель­ности и соблюдении нормотребований безопасности и защищенности чело­века. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособнос­ти и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

создания комфортного (нормального) состояния среды обитания в зо­нах трудовой деятельности и отдыха человека;

идентификации негативных воздействий среды обитания естественно­го, техногенного и антропогенного происхождения;

разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

обеспечения устойчивости функционирования объектов в штатных и чрезвычайных ситуациях;

принятия решений по защите персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современ­ных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

прогнозирования развития негативных воздействий и оценки послед­ствий их действия.

Дисциплина ориентирована на увеличение гуманистической составля­ющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественно-научных и общеобразова­тельных дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе подготовки специалиста.

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассмат­риваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости техничес­ких средств и технологических процессов; основы проектирования и приме­нения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функци­онирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситу­ациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производствен­ного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и орга­низационные основы безопасности жизнедеятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должены

знать:

теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе человек – среда обитания;

правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;

анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

чрезвычайные ситуации;

средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

методы исследования устойчивости функционирования производствен­ных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моде­лей их последствий;

уметь:

проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологич­ности производственной деятельности;

планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Форма итогового контроля – зачет.