logo search
Трофимов Информационные технологии черный

Глава 4. Организация и средства информационных технологий...

Таблица 4.1 Показатели, характеризующие тенденции развития экономики предприятий

Показатели

1960-е гг.

1980-е гг.

1990-е гг.

2000-е гг.

Длительность жизненного цикла продукции

10 лет

Несколько лет

Менее одного года

Несколько месяцев

Конкуренция

Отсутствует

Национальные компании

Мировые компании

Глобализация экономики

Производство

Массовое

Партионное

По заказам

Персонализа-ция заказов

Качество продукции

Брак > 10%

Брак не более 1% Наличие системы качества

TQM

Непрерывно

Частота обновления запасов, раз/год

2-5

5-50

50-100

CSRM, e-Commerce WCM, Virtual Enterprise ERPII, CRM, SRM, SCM BPM

Методы управления

MPS

MRP

MRPII ERPI JIT

Системы управления знаниями

В рыночных условиях «выживают» предприятия, обладающие финансовой устойчивостью, ведущие бизнес в национальном и мировом масштабах. Корпорации и акционерные общества являются наиболее распространенными представителями бизнес-структур. Как известно, корпорация — это форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность; имеющая юридический статус; обеспечивающая сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих — менеджеров, работающих по найму. Преимущества корпораций заключены: в неограниченных возможностях привлечения капитала; разделении прав акционеров на имущественные и личные; возможности привлечения профессиональных специалистов для управления — менеджеров; стабильности функционирования корпорации.

4.1. Предприятие как объект управления 95

Достаточно часто наряду с термином «предприятие» используют термин «фирма» — объединение нескольких предприятий для эффективного использования их ресурсов при производстве товаров или услуг. Существуют различные экономические теории, описывающие поведение фирмы с точки зрения максимизации:

  1. прибыли (дохода);

  2. объемов продаж и дохода (заработная плата менеджеров зависит от объемов продаж);

  3. роста фирмы (выгодно как менеджерам, так и акционерам), идущего в двух направлениях:

В результате слияния или разделения фирм создаются новые интегрированные структуры фирм:

Деятельность фирм согласуется с принятой стратегией, которая может носить оборонительный характер (пассивный), с ориентацией на конкурентов, поддержание среднеотраслевого уровня развития, и наступательный (активный) характер — курс на нововведения. Ошибки в стратегии фирмы ведут к ее банкротству. Для погашения долгов фирмы-банкрота ее имущество либо распродается на торгах, либо выкупается работниками. Чтобы поддержать деятельность фирмы-банкрота, осуществляют ее санацию — проводят мероприятия по улучшению финансового положения, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Деятельность корпораций имеет ряд характерных черт:

• учет внешней экономической среды (нормативно-правовой базы, инфраструктуры рынка, конкуренции и др.) при разработке стратегии деятельности фирмы;

96 Глава 4. Организация и средства информационных технологий...