logo search
Трофимов Информационные технологии черный

3.4. Жизненный цикл информационных систем

Процесс создания информационной системы описывается с помощью следующих понятий: жизненный цикл, фазы, стадии, этапы, работы, процессы, операции, элементы. Информационный менеджмент реализует функции управления на протяжении всего жизненного цикла ИС, который включает в себя следующие фазы: «Зарождение», «Разработка», «Эксплуатация», «Демонтаж» (рис. 3.10).

Важнейшими являются фазы «Зарождение» и «Разработка», которые состоят из следующих пяти стадий: «Формирование требований» и «Разработка концепции»; «Техническое задание»; «Технический проект»; «Внедрение».

Методология создания ИС отражена в нормативных документах, подавляющее большинство которых имеют силу международных стандартов. В них определены терминология, порядок создания и внедрения, требования к частям, состав проектов.

Последовательность работ, связанных с определением целесообразности создания, и промышленной эксплуатации ИС, оформлена в виде процесса (создания или изготовления), который имеет иерархическое описание и состоит из стадий, каждая из которых включает в себя этапы, а они, в свою очередь, — виды работ.

Рассмотрим подробнее содержание процесса создания и внедрения ИС, который включает в себя следующие стадии, этапы и некоторые виды работ.

Стадии 1.1 «Формирование требований» и 1.2 «Разработка концепции». Основная цель этапов и работ этих стадий заключается в формировании обоснованного с позиций заказчика предложения о создании ИС с определенными основными функциями и техническими характеристиками. Основными выходными документами этой стадии являются: отчеты и технико-экономическое обоснование целесообразности создания ИС с выбранными функциями и их характеристиками; заявка на создание ИС и исходные технические требования к ИС в объеме, соответствующем ГОСТу.

88 Глава 3. Информационные системы

Стадии 2.1 «Техническое задание» и 2.2 «Эскизное проектирование». Основными целями стадии являются: подтверждение целесообразности и детальное обследование возможности создания эффективной И С с функциями и техническими характеристиками, сформулированными в виде исходных технических требований к системе; планирование совокупности всех НИР, ОКР, проектных и монтажно-наладочных работ, сроков их выполнения и организаций исполнителей; подготовка всех материалов, необходимых для проведения проектных работ. Выходными документами стадии являются: техническое задание на создание И С, содержащее технические требования и план-график работ, согласованные с заказчиком и основным исполнителем; уточненное технико-экономическое обоснование намеченных в техническом задании решений (при необходимости); научно-технический отчет, содержащий результаты проведенных пред-проектных исследований; эскизный проект ИС.

Стадия 23 «Технический проект». Целями работ, выполняемых на этой стадии, являются разработка основных технических решений по создаваемой системе и окончательное определение ее сметной стоимости. Работы этой стадии завершаются разработкой: общесистемных решений, необходимых и достаточных для выпуска эксплуатационной документации на систему в целом; проектно-сметной документации, входящей в состав раздела «Автоматизация» технического проекта строительства; проектов заявок на разработку новых технических средств; документации специального математического и технического обеспечений, включая техническое задание на программирование. Основные результаты работ стадии оформляются в виде технического проекта ИС.

Стадия 2.4 «Рабочая документация». Целью работ, выполняемых на этой стадии, является выпуск рабочей документации на создаваемую систему. Стадия завершается выпуском рабочего проекта И С, состоящего из проектной документации, необходимой и достаточной для приобретения, монтажа и наладки комплекса технических средств системы, и документации программного и организационного обеспечений, необходимых и достаточных для наладки и эксплуатации системы, а также изготовлением программ специального программного обеспечения на машинных носителях.

Стадия 25 «Внедрение». Цель стадии и главный результат работ — передача действующей системы в промышленную эксплуатацию, а также получение объективных и систематизированных данных о качестве созданной системы, текущем состоянии и реальном эффекте функционирования системы на основании опыта ее промышленной эксплуатации. Анализ функционирования выполняется также в ходе промышленной эксплуатации. Для этого определяются показатели эксплуатационной надежности для си-

Литература 89

стемы в целом и отдельных реализуемых ею функций, показатели технико-экономической эффективности системы, функционально-алгоритмическая полнота (развитость) системы и социально-психологическая подготовка персонала системы.

(?) Контрольные вопросы и задания

  1. В чем состоит разница понятий «информация» и «информационный ресурс», «данные» и «знание», «информационная инфраструктура предприятия»? Являют ся ли информационные технологии частью информационного ресурса?

  2. Назовите основные разделы науки «семиотика». Что изучает синтактика, семантика и прагматика?

  3. Что отражает экономическая информация в системах организационного управления?

  4. Опишите деятельность предприятия как эффективного информационного центра.

  5. Дайте определение информации, опираясь на атрибутивную и функцио нальную концепцию, а затем сформулируйте онтологическое и методологическое понимание информации.

  6. Сформулируйте определения: информационной технологии, информацион ной системы, коммуникации и информатизации. Каковы истоки и основные этапы развития информационных технологий?

  7. Определите место и роль информатики как прикладной и теоретической науки.

  8. Назовите классы информационных технологий и их характерные свойства.

  9. Раскройте суть экономических законов развития информационных техно логий.

  1. Перечислите базовые методы обработки экономической информации.

  2. Опишите структуру базовой информационной технологии на концептуаль ном, логическом и физическом уровнях, например:

  1. Дайте определение информационной системы, перечислите и поясните ее состав.

  2. Что такое жизненный цикл информационной системы? Назовите основные стадии жизненного цикла, цели и содержание документов, регламентирующих работы определенных стадий.

Ш Литература

1. Багиев, Г. Л. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн. — М.: Экономика, 1999.

90 Глава 3. Информационные системы

  1. Бакут, П. А. Информационные ресурсы — вопросы теории и практика / П. А. Бакут, Ю. П. Шумилов // Информационные ресурсы России, 1999. — № 3. - С. 18-20.

  2. Блюменау, Д. И. Информация и информационный сервис / Д. И. Блюме- нау. - Л.: Наука, 1989.

  3. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. — М.: Советское радио, 1968.

  4. Громов, Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промыш ленной эксплуатации / Г. Р. Громов. — М.: Наука, 1984.

  5. Информационные системы и технологии в экономике : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / Т. П. Барановская, В. И. Лойко, М. И. Семенов и др.; под ред. В. И. Лойко. — М.: Финансы и статистика, 2003.

  6. Информационные технологии в экономике и управлении : учеб.-метод. пособие/ В. П. Божко, М. С. Гаспариан, Г. Н. Лихачева, Е. Ю. Хрусталев. — М.: МЭСИ, 2004.

  7. Информационные технологии управления : учеб.-практ. пособие / под ред. Ю. М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2001.

  8. Карпинский, А. М. Информатизация бизнеса / А. М. Карпинский, П. В. Нес торов. — М.: Финансы и статистика, 1997.

  1. Кузнецов, П. Г. Бюджет социального времени по ту сторону отчуждения (сборник политико-экономических гипотез) / П. Г. Кузнецов. — М.: Изд-во МГУ, 1992.

  2. Лихачева, Г. Н. Информационные технологии в экономике / Г. Н. Лихаче ва. - М.: МЭСИ, 1998.

  3. Николаева, Т. П. Информационная экономика: тенденции развития за рубе жом и в России / Т. П. Николаева. — М.: Финансы и статистика, 1999.

  4. Перспективные телекоммуникационные технологии. Потенциальные воз можности / под ред. Л. Д. Феймана, Л. Е. Варакина. — М.: MAC, 2001.

  5. Ракитов, А. И. Философия компьютерной эволюции / А. И. Ракитов. — М.: Политиздат, 1991.

  6. Советский энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1980. - С. 1338.

  7. Томилов, В. В. Управление маркетингом информационных технологий / В. В. Томилов, В. Г. Еловенко, Л. Ю. Тухаринов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

  8. Трофимов, В. В. Управленческие решения: методологические аспекты / В. В. Трофимов, Л. А. Трофимова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

  9. Урсул, А. Д. Природа информации / А. Д. Урсул. — М.: Политиздат, 1991.

  10. Шумилов, Ю. Менеджмент информационных ресурсов / Ю. Шумилов, П. Бакут // Информационные ресурсы России, 2001. — № 3,4. — С. 4—7.

  11. Porat, M. The Information Economy / М. Porat. — Wash., 1977.