Театральная метафора
Деятельность — это в чём-то повторяющиеся работы с похожими объектами. Деятельность ведут стейкхолдеры с системами. Деятельность, как и знания, связана со многими проектами, многими ситуациями.
Одно уникальное действие, как и факты, специфично для одного проекта, одной ситуации, так что действие — это не деятельность, хотя действия в отдельном проекте подчиняются деятельности. Один конкретный человек-индивид — это не стейкхолдер. Стейкхолдер — это функциональный, ролевой объект, появляющийся во многих проектах, многих ситуациях, а исполнители ролей стейкхолдеров — это люди, как физические объекты-индивиды. Деятельность мы описываем «безлично», в культурно-обусловленных типах участвующих объектов, субъектов, действий/операций.
Проще всего обсуждать деятельность как своего рода театральную пьесу, которую разыгрывают по ролям в разных театрах. Несмотря на огромную разницу в интерпретации этих ролей актёрами и их режиссёрами в разных театрах, и даже в одном театре в разные дни, всё-таки есть огромный смысл обсуждать сами пьесы ( «методологическую действительность» , methodology realm, действительность деятельности), а не только их отдельные исполнения ( «действительность проекта» , endeavour realm).
Театральная метафора сравнивает деятельность с пьесой, задаваемой сценарием этой пьесы. Пьеса играется много раз, деятельность повторяется много раз — хотя каждое исполнение пьесы и каждое действие в чём-то уникальны, но мышление экономится за счёт «выноса за скобки» всего того, что повторяемо.
Знание Принципов освобождает от знания фактов (тут можно указать на интересную книгу «Программистский камень» — в ней людей делят на «картостроителей» и «паковщиков» ровно на этом основании: строят ли они карту «Принципов», или запоминают каждый отдельный встреченный маршрут, т.е. знают много фактов и их «двадцатилетний опыт работы — это однолетний опыт, повторённый двадцать раз»).
Программка в театре содержит важнейшую информацию: «действующие лица и исполнители»:
Действующие лица — это вдумчивый Принц Гамлет и безумная Офелия. У них есть своё назначение в пьесе, это функциональные объекты. Исполнители — это весёлый актёр-стажёр Вася Пупкин в утренних спектаклях и мрачный народный артист Василий Петрович Черезколеноногузадерищенский в вечерних спектаклях как Принц Гамлет, плюс педантичная Елена Ефимовна во всех спектаклях, и она не болеет и не замещается. Исполнители — физические объекты. Функциональные и физические объекты, которые занимают в пространстве-времени одно и то же место — это один и тот же объект. На момент исполнения роли Принц Гамлет и Вася Пупкин это одно и то же лицо. Но мы их не должны путать. И при этом мы говорим о Принце Гамлете как о существующем (но только в связи с его ролью! Когда Вася Пупкин чихает или звонит по телефону подруге — это не Принц Гамлет чихает и звонит по телефону, это Вася Пупкин в других ролях!).
В системном мышлении, когда говорим о стейкхолдере, то всегда имеем в виду действующее лицо — Принца Гамлета, роль, функциональный объект. Поведение стейкхолдера — это выполнение его функции, игра роли в пьесе. Системный мыслитель всегда воспринимает прежде всего роль, и уже только потом актёра (если только его в этот момент не волнует именно актёрская игра, но и в этот момент он не упускает роль из виду!).
Мы можем потребовать заменить актёра-исполнителя (безвестного Пупкина на талантливого народного артиста Черезколеноногузадерищенского), но обычно не можем потребовать заменить действующее лицо (вместо Принца Гамлета вдруг потребовать вставить в пьесу Бармалея и Бэтмена). Это огромное достижение цивилизации: роли культурно-обусловлены, а исполнители привносят в них личное — и это сливается в одно «исполнение роли».
- 1. О мышлении Разные мышления
- Требования к мышлению
- Место системного мышления среди других мышлений
- Варианты системного мышления
- Системная инженерия
- Наш вариант системного подхода
- Наша онтология системного подхода
- Семантика и описания
- Терминология
- Формы мышления
- Можно ли научить мышлению?
- Стадии обучения мышлению
- Особенности решения учебных задач по системному мышлению
- Переход к использованию мышления
- 2. Воплощение системы, стейкхолдеры и интересы Воплощение, определение и описание системы
- Абстрактные объекты
- 4D экстенсионализм
- Отношение состава
- Отверстия
- Процессы и действия
- Компьютерные программы
- Функции
- Физические и функциональные объекты
- Второе поколение системного подхода
- Стейкхолдер
- Театральная метафора
- Мышление о людях: прежде всего они стейкхолдеры
- Позиция
- Лидерство
- Внешние и внутренние стейкхолдеры
- Организационные места, ответственность, звания
- Сколько всего стейкхолдеров
- Луковичная диаграмма
- Интересы
- Кто участвовал в последнем совещании?
- 3. Системная холархия Не всё системы, что ими называют
- Понятие холона и холархии
- Эмерджентность
- Пять видов систем в холархии
- Рекурсивное применение системного мышления
- Потребности, требования, ограничения
- Примеры использования терминологии видов систем
- Системы систем
- Люди в системах
- Государственное строительство и госпроекты
- Будущее
- Общность мышления по мере усложнения систем
- Сложность и меры сложности
- 4. Целевая и использующая система Сначала найти целевую систему
- Система — это продукт, или сервис?
- Признаки целевой системы
- Принцип почтальона
- Типовые ошибки определения целевой системы
- Именование системы
- Использующая система
- Холархия человеческого движения
- Системный подход: для всех видов систем, не только для целевой
- 5. Определение и описание системы Междисциплинарность
- Многерица: единонемыслие единого
- Многерица холархий
- Компонентный анализ и модульный синтез
- Альфы и рабочие продукты
- Описание системы
- Модели и виды моделей
- Мультимодель и междисциплинарность
- Метод описания и мега-модель
- Компонентные описания: принципиальные схемы
- Модульные описания
- Платформы и технологические стеки
- Важность функциональных рассмотрений целевой системы
- Предпринятия
- Необходимость хорошей модульности
- Борьба со сложностью в мышлении
- Требования как часть определения системы
- Два понимания требований
- Требования и холархия
- Целеориентированная инженерия требований
- Проверка и приёмка
- Понятие архитектуры
- Понятие конфигурации
- Инженерия предприятия
- 6. Понятие жизненного цикла Биологический жизненный цикл
- Понятие жизненного цикла системы 1.0
- Изображение жизненного цикла как работ (1.0)
- Проблемы с жизненным циклом 1.0
- Жизненный цикл 2.0
- Эксплуатация как выделенная стадия жизненного цикла
- Три времени жизненного цикла
- Понятие практики
- Дисциплина в составе практики
- Технология в составе практики
- Практики жизненного цикла
- Пример: практики жизненного цикла системной инженерии
- Методологии
- 7. Вид жизненного цикла
- Моделеориентированность в жизненном цикле
- Гибридные модели жизненного цикла
- Управление работами и управление жизненным циклом
- Виды практик управления работами
- Тренды в практиках управления работами
- За пределами жизненного цикла
- Жизненный цикл как архитектура деятельности
- 8. Системная схема проекта и основной жизненный цикл Системная схема проекта
- Альфы — общий объект отслеживания команды
- Альфа возможности
- Альфа стейкхолдеров
- Альфа определения системы
- Альфа воплощения системы
- Альфа работы
- Альфа команды
- Альфа технологии
- За чем следить в проекте
- Состояния альфы и рабочие продукты
- Как работают с системной схемой проекта
- Подальфы
- Основной жизненный цикл
- Модели зрелости и модели готовности технологий
- Системные практики
- Итоговое эссе
- Что дальше