Введение
Вузы в настоящее время аккумулируют огромное количество информации, поток которой постоянно растет. Многие образовательные учреждения имеют хороший сайт с учебными материалами, информацией для абитуриентов, студентов и преподавателей, обратной связью и другими возможностями, но не имеют единого хранилища информации и единого пространства для внутренних коммуникаций. Результатом этого является частое нерациональное дублирование информации, долгий поиск необходимых данных, отсутствие удобного доступа к ресурсам, что приводит к снижению оперативности работы, к неэффективной трате большого количества времени.
Деятельность современного вуза носит многопрофильный характер, а управление вузом на основе информационных технологий является сложной комплексной задачей, требующей решения организационных и технологических проблем с учетом экономической целесообразности. Можно, с известной долей условности, выделить несколько проблемных областей, или контуров информатизации вуза, — административное управление и управленческий учет, финансы, управление учебным процессом, управление информационными ресурсами, собственно образовательный процесс, научные исследования. Как правило, интеграция объектов информатизации каждого контура выполняется на основе создания корпоративной информационной среды вуза в целях обеспечения единства учебных и управленческих процессов в вузе, а также реализации универсальных способов доступа к информации, что послужит основой формирования полноценной корпоративной системы управления знаниями [32].
Учитывая указанные проблемы, для вузов очень важен вопрос формирования информационно-образовательной среды, которая позволила бы объединить и упорядочить разрозненные информационные ресурсы, процессы и системы.
Проблемам создания и эксплуатации информационно-образовательной среды (ИОС) вуза посвящен ряд работ А.Г.Абросимова [1, 2], С.Л.Атанасяна [3], С.Г.Григорьева, В.В.Гриншкуна [4], А.Д.Иванникова, А.Н.Тихонова [46] и других исследователей. Основное внимание в этих работах посвящено организации учебного процесса в рамках информационной образовательной среды. Однако проблема организации документооборота, обработки документации вуза, в части учебно-методической документации, в таких условиях не нашла достаточного освещения в доступной литературе.
Особенностью разработки данной документации является необходимость организации коллективной работы над документами, которая подразумевает организацию единого рабочего пространства, контроль за версиями документа, поддержку бизнес-процессов (согласования, утверждения) над документами. Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи — внедрение портальных технологий.
Портал унифицирует доступ пользователей к ресурсам и сервисам вуза, позволяет организовать групповую работу и управление неструктурированными данными, обеспечивает информационно-справочную поддержку деловых процессов. Доступ к данным из приложений в единой информационной среде может осуществляться через веб-службы. Это позволяет упростить процедуры модификации, сопровождения систем, и, кроме того, обеспечивает интеграцию различных приложений между собой [3].
В настоящее время на рынке существует целый ряд специализированных решений для построения порталов. К наиболее популярным можно отнести платформы, предлагаемые ведущими поставщиками программного обеспечения. Среди них – Microsoft SharePoint, IBM WebSphere, Oracle Weblogic, SAP NetWeaver и другие.
В рамках решения обозначенных выше проблем необходимо провести исследование, нацеленное на разработку теоретических и технологических основ создания модели корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза.
Объектом исследования в данной работе выступают корпоративные портальные технологии.
Предметом исследования является использование корпоративных порталов в качестве платформы для разработки учебно-методической документации вуза.
Цель исследования — разработка теоретических основ и построение модели корпоративного портала как платформы для разработки учебно-методической документации вуза.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Уточнить понятие корпоративного портала, выявить и проанализировать существующие программно-технические решения для создания корпоративных порталов.
2. Выявить назначение, состав, особенности разработки и использования учебно-методической документации вуза, а также возможности портальных решений для совершенствования данных процессов.
3. Разработать концептуальную модель корпоративного портала образовательного учреждения
4. Описать процесс создания корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены основные характеристики корпоративных порталов, их классификация, структура, назначение и функциональные требования. Проанализированы особенности популярных портальных решений. Во второй главе приведено описание концептуальной модели корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза, описаны технические аспекты установки и настройки корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза.
Результаты исследования были отражены в статье «Возможности SharePoint для формирования информационно-образовательной среды вуза», опубликованной в сборнике «Наука. Образование. Молодежь: Материалы VIII Международной научной конференции молодых ученых, (10-11 февраля 2011 года). Майкоп: изд-во АГУ, 2011. – Т. I – 132 c».
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования состоит в следующем: установлены возможности портальных решений для совершенствования процесса разработки и использования учебно-методической документации вуза; определены основы разработки учебно-методической документации в рамках корпоративного портала; разработана методика организации информационной системы на основе портальных технологий.
Практическая значимость исследования заключается в частичной разработке элементов корпоративного портала, позволяющего организовать совместную работу над разработкой учебно-методической документации вуза на основе технологии MS SharePoint.
- Оглавление
- Глава I. Теоретические основы использования корпоративных порталов в вузе 7
- Глава II. Реализация корпоративного портала в образовательном учреждении 42
- Введение
- Глава I. Теоретические основы использования корпоративных порталов в вузе
- 1.1. Корпоративный портал как основа для построения единого информационного пространства организации
- Назначение корпоративных порталов
- Классификация порталов
- Структура корпоративного портала
- Функциональные требования
- Преимущества порталов
- Анализ популярных портальных решений
- 1.2. Разработка учебно-методической документации вуза с использованием корпоративного портала
- Структура учебно-методического комплекса
- Этапы разработки умк
- Выводы по главе I
- Глава II. Реализация корпоративного портала в образовательном учреждении
- 2.1. Описание концептуальной модели (Разработка концепции???) корпоративного портала образовательного учреждения
- Функции и требования
- Цели и задачи создания портала
- Общая модель корпоративного портала
- Организация развертывания, эксплуатации и развития портала
- 2.2. Построение корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза
- Основные элементы архитектуры Microsoft SharePoint
- Безопасность и доступ к ресурсам Microsoft SharePoint
- Способы организации совместной работы при помощи Microsoft SharePoint
- Выводы по главе II
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1. Пример рабочей программы дисциплины
- Администрирование компьютерных систем Рабочая программа
- Рассмотрена и одобрена на заседании учёного совета факультета математики, информатики и физики «___» ___________ 20__ г., протокол № _____
- Содержание
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание дисциплины
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Перечень ключевых слов
- Приложение 2. Пример методических рекомендаций для студентов
- Приложение 3. Пример контрольных вопросов к зачету
- 11 Семестр
- 12 Семестр
- Приложение 4. Пример работы с документами в портале SharePoint
- Приложение 5. Пример выполнения рабочих процессов в портале