logo
Diplom_V3 Правленный АН

Введение

Вузы в настоящее время аккумулируют огромное количество информации, поток которой постоянно растет. Многие образовательные учреждения имеют хороший сайт с учебными материалами, информацией для абитуриентов, студентов и преподавателей, обратной связью и другими возможностями, но не имеют единого хранилища информации и единого пространства для внутренних коммуникаций. Результатом этого является частое нерациональное дублирование информации, долгий поиск необходимых данных, отсутствие удобного доступа к ресурсам, что приводит к снижению оперативности работы, к неэффективной трате большого количества времени.

Деятельность современного вуза носит многопрофильный характер, а управление вузом на основе информационных технологий является сложной комплексной задачей, требующей решения организационных и технологических проблем с учетом экономической целесообразности. Можно, с известной долей условности, выделить несколько проблемных областей, или контуров информатизации вуза, — административное управление и управленческий учет, финансы, управление учебным процессом, управление информационными ресурсами, собственно образовательный процесс, научные исследования. Как правило, интеграция объектов информатизации каждого контура выполняется на основе создания корпоративной информационной среды вуза в целях обеспечения единства учебных и управленческих процессов в вузе, а также реализации универсальных способов доступа к информации, что послужит основой формирования полноценной корпоративной системы управления знаниями [32].

Учитывая указанные проблемы, для вузов очень важен вопрос формирования информационно-образовательной среды, которая позволила бы объединить и упорядочить разрозненные информационные ресурсы, процессы и системы.

Проблемам создания и эксплуатации информационно-образовательной среды (ИОС) вуза посвящен ряд работ А.Г.Абросимова [1, 2], С.Л.Атанасяна [3], С.Г.Григорьева, В.В.Гриншкуна [4], А.Д.Иванникова, А.Н.Тихонова [46] и других исследователей. Основное внимание в этих работах посвящено организации учебного процесса в рамках информационной образовательной среды. Однако проблема организации документооборота, обработки документации вуза, в части учебно-методической документации, в таких условиях не нашла достаточного освещения в доступной литературе.

Особенностью разработки данной документации является необходимость организации коллективной работы над документами, которая подразумевает организацию единого рабочего пространства, контроль за версиями документа, поддержку бизнес-процессов (согласования, утверждения) над документами. Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи — внедрение портальных технологий.

Портал унифицирует доступ пользователей к ресурсам и сервисам вуза, позволяет организовать групповую работу и управление неструктурированными данными, обеспечивает информационно-справочную поддержку деловых процессов. Доступ к данным из приложений в единой информационной среде может осуществляться через веб-службы. Это позволяет упростить процедуры модификации, сопровождения систем, и, кроме того, обеспечивает интеграцию различных приложений между собой [3].

В настоящее время на рынке существует целый ряд специализированных решений для построения порталов. К наиболее популярным можно отнести платформы, предлагаемые ведущими поставщиками программного обеспечения. Среди них – Microsoft SharePoint, IBM WebSphere, Oracle Weblogic, SAP NetWeaver и другие.

В рамках решения обозначенных выше проблем необходимо провести исследование, нацеленное на разработку теоретических и технологических основ создания модели корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза.

Объектом исследования в данной работе выступают корпоративные портальные технологии.

Предметом исследования является использование корпоративных порталов в качестве платформы для разработки учебно-методической документации вуза.

Цель исследования — разработка теоретических основ и построение модели корпоративного портала как платформы для разработки учебно-методической документации вуза.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1.   Уточнить понятие корпоративного портала, выявить и проанализировать существующие программно-технические решения для создания корпоративных порталов.

2.   Выявить назначение, состав, особенности разработки и использования учебно-методической документации вуза, а также возможности портальных решений для совершенствования данных процессов.

3.   Разработать концептуальную модель корпоративного портала образовательного учреждения

4.   Описать процесс создания корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены основные характеристики корпоративных порталов, их классификация, структура, назначение и функциональные требования. Проанализированы особенности популярных портальных решений. Во второй главе приведено описание концептуальной модели корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза, описаны технические аспекты установки и настройки корпоративного портала для разработки учебно-методической документации вуза.

Результаты исследования были отражены в статье «Возможности SharePoint для формирования информационно-образовательной среды вуза», опубликованной в сборнике «Наука. Образование. Молодежь: Материалы VIII Международной научной конференции молодых ученых, (10-11 февраля 2011 года). Майкоп: изд-во АГУ, 2011. – Т. I – 132 c».

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования состоит в следующем: установлены возможности портальных решений для совершенствования процесса разработки и использования учебно-методической документации вуза; определены основы разработки учебно-методической документации в рамках корпоративного портала; разработана методика организации информационной системы на основе портальных технологий.

Практическая значимость исследования заключается в частичной разработке элементов корпоративного портала, позволяющего организовать совместную работу над разработкой учебно-методической документации вуза на основе технологии MS SharePoint.