logo search
Diplom_V3 Правленный АН

Приложение 2. Пример методических рекомендаций для студентов

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Администрирование компьютерных систем»

Введение

Дисциплина «Администрирование компьютерных систем» занимает важное место в подготовке магистра профессионально-образовательного профиля «Информационные технологии в физико-математическом образовании», что обусловлено фундаментальной ролью компьютерных систем как основы и сферы применения информационных технологий.

Целью изучения данной дисциплины является систематизация и углубление знаний в области построения компьютерных систем (в том числе — информационно-вычислительных сетей), установки, настройки и использования программного обеспечения, организации безопасной и надежной работы в компьютерных сетях.

Курс администрирования компьютерных систем носит интегральный характер, имеет тесные связи с такими дисциплинами бакалаврской и магистерской подготовки, как «Информатика», «Программное обеспечение ЭВМ», «Компьютерные сети, Интернет и мультимеда-технологии», «Информационные системы», «Проектирование информационных систем», «Базы данных», «Архитектура компьютера» и др. Отдельные темы курса получают своё развитие в дисциплинах по выбору подготовки магистра профессионально-образовательного профиля «Информационные технологии в физико-математическом образовании», таких, как «Информационная безопасность в компьютерных сетях», «Технологии свободного программного обеспечения».

Программа курса разработана на основе учебного плана магистратуры по направлению 050200 «Физико-математическое образование» профессионально-образовательного профиля «Информационные технологии в физико-математическом образовании». Курс «Администрирование компьютерных систем» общим объемом 72 часа аудиторных занятий, включающий 24 часа лекций и 48 часов лабораторных занятий, изучается в течение 9 и 10 семестров. Значительное число часов отводится на самостоятельную работу. Курс завершается зачетом в 9 семестре и экзаменом в 10 семестре.

Рекомендации по освоению лекционного курса

Лекционные занятия направлены на формирование глубоких, систематизированных знаний по разделам изучаемой дисциплины. На лекциях преподаватель раскрывает сущность предмета, знакомит студентов с основным содержанием дисциплины, требованиями и рекомендациями по ее изучению. Лекционный курс вооружает необходимым минимумом знаний для самостоятельной работы, указывает ее цель и основные направления.

Проведение лекционный занятий требуют от студента дополнительной подготовки. Во-первых, необходимо знать содержание предшествующей лекции, без чего невозможно сознательно усвоить новый материал. Особое значение предварительная подготовка приобретает в тех случаях, когда в лекциях освещаются не все вопросы программы курса и ряд вопросов, не представляющих большой трудности, выносится на самостоятельное изучение. Лектор в ходе лекции указывает, какие именно разделы темы должны быть самостоятельной изучены, предлагает список источников и литературы, с которыми необходимо ознакомиться, комментирует формы отчетности по самостоятельной работе.

Во-вторых, необходимо слушать лекцию и одновременно ее конспектировать. Правильно организованное конспектирование способствует дальнейшей подготовке к зачету или экзамену. Вести запись лекции предлагается в общей тетради, пронумеровав ее и оставив первые страницы для оглавления, что дает возможность быстро найти нужную лекцию. В тетради предлагается записывать дату, номер лекции, и тему. Целесообразно в лекционной тетради оставить широкие поля, которые можно использовать для записи ссылок на литературу и источники, а также заполнять их дополнительным материалом при самостоятельном чтении рекомендованной литературы и при подготовке к зачету или экзамену. Дословно записывать содержание лекции нет необходимости. Конспектирование предполагает фиксирование лишь основных положений, главных мыслей и выводов.

Рекомендации по изучению материалов лабораторных занятий

Лабораторное занятие – важная форма учебного процесса, которая является дополнением к лекционной форме обучения и ее углублением. На лабораторные занятия выносятся вопросы курса, требующие для своего изучения специального лабораторного оборудования, использования компьютерных программ, доступа к ресурсам компьютерных сетей. На лабораторных занятиях формируются умения применять полученные знания в конкретных ситуациях, требующих использовании компьютерной техники, установки, настройки и использования компьютерных программ.

Тематика лабораторных занятий разработана таким образом, что каждое такое занятие проводится после изучения соответствующих разделов лекционного курса. Это позволяет обеспечить возможности выполнения заданий лабораторных занятий, а также организовать предварительную подготовку на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы.

Подготовку к лабораторному занятию рекомендуется вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом лабораторного занятия по заданной теме, кругом вопросов, предлагаемых для обсуждения

2. Повторить содержание лекции по теме лабораторного занятия, отмечая для себя материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме: в первую очередь – к основной, при необходимости углубленного изучения – к дополнительной.

4. Уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.

5. Выполнить задания и упражнения, которые были сформулированы преподавателем на лекционном занятии по тематике планируемого лабораторного занятия.

На лабораторных занятиях следует активно участвовать в обсуждениях, аккуратно выполнять задания и упражнения, предлагаемые преподавателем, ответственно относиться к выполнению индивидуальных заданий, предлагаемых преподавателем. Помните, что все эти формы работы оцениваются преподавателем и в конечном итоге непосредственно влияют на оценку, выставляемую преподавателем на экзамене.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студента

Особое место при изучении дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая организуется в направлениях расширения и углубления знаний по разделам дисциплины. При выполнении самостоятельной работы рекомендуется использовать конспекты лекций, источники основной и дополнительной литературы, указанной в рабочей программе. Кроме этого, следует активно использовать возможности поиска информации в Интернете, использования электронных образовательных ресурсов по темам изучаемых курсов. При этом, однако, следует оценивать достоверность и качество предлагаемых ресурсов. При возникновении сомнений о возможности дополнительного использования тех или иные источников рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.

Контроль текущей успеваемости

Контроль текущей успеваемости и промежуточная аттестация по дисциплине «Администрирование компьютерных систем» проводится на основе рейтинговой системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, принятой в ГОУ ВПО «ВГПУ». В течение семестра студент может набрать до 60-и рейтинговых баллов. Еще 40 баллов отводится на экзамен (зачет).

В течение семестра рейтинговые баллы выставляются на основе критериальной базы рейтинговой оценки учебных достижений студентов, которая предполагает оценку освоения теоретического курса, активность и качество работы на семинарских и лабораторных занятиях, оценку выполнения индивидуальных заданий, рефератов и других видов самостоятельной работы, выполнение контрольных работ.

Конкретное количество баллов за каждый из представленных видов работ определяется на основе критериальной базы рейтинговой оценки и сообщается студентам на лекционных и лабораторных занятиях.

Промежуточная аттестация по дисциплине (зачёт)

Промежуточная аттестация по дисциплине в 9-м семестре проводится в виде зачёта. Зачёт включает в себя теоретический материал из всех разделов курса, изученных в течение семестра, проводится в устной форме и предполагает выполнение практических заданий. Критериями выставления оценки на зачёте выступает степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины, изученной в семестре:

– оценка 35-40 баллов выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться (студент должен уметь решать задачи, соответствующие этапу его обучения, указанному в программе по дисциплине, и требованиям, указанным в государственном образовательном стандарте к результатам освоения основных образовательных программ), проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнить практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;

– оценка 26-34 балла выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка 15-25 баллов выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; студент показывает осознанное освоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка 1-14 баллов выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре (экзаменуемого) материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

В рейтинге студента учитывается сумма баллов заработанных студентом в семестре и полученных на зачете. Итоговая оценка по дисциплине («зачтено», «не зачтено») выставляется следующим образом:

– «зачтено» – 61 и более баллов;

– «не зачтено» – 60 и менее баллов.

Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен)

Промежуточная аттестация по дисциплине в 10-м семестре проводится в виде экзамена. Экзамен охватывает все теоретические вопросы по всему учебному курсу дисциплины «Администрирование компьютерных систем» и проводится по билетам в устной форме в соответствии с расписанием экзаменационной сессии.

При определении баллов, выставляемых студенту на экзамене, преподавателем оценивается степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины. На основании ответа студента на основные и дополнительные вопросы экзамена преподавателем выставляется:

– оценка 35-40 баллов выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться (студент должен уметь решать задачи, соответствующие этапу его обучения, указанному в программе по дисциплине, и требованиям, указанным в государственном образовательном стандарте к результатам освоения основных образовательных программ), проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнить практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;

– оценка 26-34 балла выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка 15-25 баллов выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; студент показывает осознанное освоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка 1-14 баллов выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре (экзаменуемого) материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Итоговая оценка по дисциплине определяется на основании суммы баллов, набранных студентом в течение семестра и на экзамене. Оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» выставляется на основе следующей шкалы:

– «отлично» – от 91 до 100 баллов;

– «хорошо» – от 76 до 90 баллов;

– «удовлетворительно» – от 61 до 75 баллов;

– «неудовлетворительно» – 60 и менее баллов.

Рекомендации по работе с литературой

При подготовке к семинарским и лабораторным занятиям по дисциплине «...», выполнении индивидуальных работ, самостоятельном изучении отдельных разделов дисциплины и при подготовке к экзамену (зачету) рекомендуется использовать следующие источники:

Основная литература:

  1. Кокорева О.И. Реестр Windows XP. СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

  2. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

  3. Пескова С.А., Кузин А.В., Волков А.Н. Сети и телекоммуникации. М.: Академия, 2007.

Дополнительная литература

  1. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 703 с.

  2. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2005. – 864 с.

  3. Могилев А.В. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /А.В.Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер.- 3-е изд. – М.: Академия, 2004.

  4. Колесниченко О.В., Шишигин И.В. Аппаратные средства PC. СПб.: БХВ-Петербург,2004. – 1152 с.

  5. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Питер, 2002.

  6. Пескова С.А., Кузин А.В., Волков А.Н. Сети и телекоммуникации. М: Академия, 2007.

  7. Закер К. Компьютерные сети. Модернизация и поиск неисправностей. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

  8. Гордеев А.В.Операционные системы: Учебник для ВУЗов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 416 с.

  9. Открытые системы и свободные программы: Linux в школьном образовании / под. ред. К. Маслинского. – М.: ALT Linux, 2004. – 141 с.

  10. Linux и Unix: Руководство начинающего пользователя. – М.: ALT Linux, 2004. – 92 с.

Рекомендации по работе с материалами учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов, определяющих содержание дисциплины, используемые формы и методы ее преподавания, требования к уровню знаний студентов. УМК создаются по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом, и хранятся на кафедрах, за которыми дисциплины закреплены.

В материалах УМК можно найти:

1. Требования государственного образовательного стандарта, определяющего содержание дисциплины.

2. Программу учебной дисциплины (рабочую программу).

3. Перечень основной и дополнительной литературы по дисциплине (включается в содержание рабочей программы);

4. Развернутый план лекций.

5. План семинарских занятий. Вопросы семинарских занятий, задачи и упражнения, предлагаемые студентам.

6. Рекомендации по освоению лекционного курса, материалов семинарских занятий, выполнения самостоятельной работы.

7. Тематику рефератов.

8. Программу экзамена по дисциплине.

9. Критериальную базу рейтинговой оценки текущей успеваемости и промежуточной аттестации.

Если у вас возникла необходимость ознакомиться с данными материалами (для дополнительного изучения материалов дисциплины, организации своей самостоятельной работы или др.), вы можете обратиться к своему преподавателю, либо к заведующему методическим кабинетом кафедры. Основные из этих материалов, как правило, выставляются также на сайт факультета, либо размещаются на сервере в локальной сети.

Составитель: А. Н. Сергеев, к.п.н, доцент, кафедра информатики и информатизации образования, ГОУ ВПО «ВГПУ»