logo
НИТУП 3-8

Демонстрационные ролики в учебном процессе

Применение демонстрационных картинок и роликов, иллюстрирующих различные явления и процессы при обучении, позволяет не только активизировать познавательную деятельность обучаемых, но и повысить уровень усвоения учебного материала, увеличить скорость передачи информации, способствует развитию образного мышления, интуиции.

Рассмотрим педагогические аспекты использования средств компьютерной графики, и прежде всего, - принцип наглядности.

Дидактический принцип наглядности в настоящее время трактуют с двух позиций. Во-первых, его рассматривают как процесс чувственного отражения действительности в обучении. Во-вторых, как изучение нового материала на основе наглядных пособий. Наглядность в обучении можно рассматривать в качестве средства обучения и средства познания.

Все большую роль в обучении начинают играть средства, которые способствуют развитию умения сопоставлять, сравнивать объекты и явления, обобщать факты, выделять главное, раскрывать ассоциативные связи.

Особенно эффективны иллюстративные блоки, которые включают натурное изображение в сочетании со схемами, несущими значительную дидактическую нагрузку и организующими познавательную деятельность обучаемых. Процесс разработки иллюстративных средств обучения - трудоемкий, требующий интеграции знаний в области педагогики, эстетики, дизайна и т.д.

При разнообразии средств наглядности, используемых в обучении, наиболее перспективен путь, основанный на использовании современной компьютерной техники. Для этого проводятся работы по созданию банков визуальной педагогической информации.

По мнению исследователей, наиболее полезен для обучаемого сам процесс разработки средства наглядности. Поэтому сейчас особое внимание уделяется разработке инструментальных программных продуктов, с помощью которых обучаемый может сам создать демонстрационную картинку, анимационный фильм для обучения или другой материал, который может быть использован в дальнейшем как средство обучения.

Безусловно, использование средств информационных технологий для распространения информации необходимо, однако наиболее важным является их использование в качестве инструмента познания, помогающего вдумчиво и критически осмыслить тот материал, который они изучают.

Интересно применение анимационных роликов на уроках истории при демонстрации карт, иллюстрирующих динамику изменения границ государств во времени, в военных сражениях, освоении территории; демонстрации построения различных исторических объектов, например, египетских пирамид, строительства кораблей викингов; иллюстрации костюмов различных народов, орудий труда и т.п. При изучении биологии предпочтительно использовать анимационные ролики, имитирующие различные биологические процессы, недоступные изучению эмпирическим путем на уроке: процессы роста, оплодотворения, биохимические реакции.

В химии демонстрационные ролики удобно использовать при "рассмотрении" внутренней структуры вещества, демонстрации молекулярных и атомарных моделей с возможностью вариации параметра и до степени получения новых химических элементов.

Прежде, чем создавать анимационный ролик, определяют цель использования демонстрационного ролика и его место на уроке, разрабатывают последовательность появления фрагментов, учитывая при этом психолого-эргономические аспекты предъявления графической информации на экране. Выбирают программное средство реализации задуманной идеи.

В качестве средства разработки демонстрационных картинок и анимационных роликов может быть использован аниматор. Он предназначен для создания - цветных рисунков и динамических изображений, иллюстрирующих различные процессы или явления.

Изображения создаются по принципу мультипликации. Аниматор содержит множество всевозможных инструментов и функций, позволяющих создавать различные эффекты. Анимационные ролики могут сопровождаться текстом. Познакомиться с аниматором PRO фирмы AUTODESK и разработать конкретный ролик можно с помощью комплекса лабораторных работ.

57

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4