logo
НИТУП 3-8

5. Эргономические требования к диалогу

5.1. Необходимость учета типа пользователя (профессиональный, случайный, программирующий и т.д.) для определения языка взаимодействия пользователя ЭВМ.

5.2. Необходимость выбора вида диалога в зависимости от типов знаний, характеристик структуры деятельности обучаемого, технических и программных средств.

Виды диалогов указаны ниже.

а) Вопрос-ответный диалог предполагает, что обучаемый отвечает на вопросы ЭВМ. Предпочтителен для случайного пользователя, так как диалог свободен от ошибок.

б) Диалог, основанный на заполнении шаблонов, в нем могут возникать трудности, связанные с манипуляцией курсором и исправлением ошибок.

в) Выбор из "меню" - этот диалог не требует специальной подготовки.

г) Диалог, основанный на применении команд. Такой диалог пригоден для опытного пользователя, в некоторых случаях - для массового.

д) Интерактивная графика - вид диалога, в котором применяется графическая информация. Этот вид диалога применяется в качестве дополняющего соответствующие виды вербального диалога.

5.3. Не следует подчинять ритм обучаемого ритму работы ЭВМ. Необходимо предусматривать в процедуре диалога возможность приостановки работы в любой момент, а также возобновления работы всегда, когда это понадобится обучаемому, и с нужного места.

5.4. Предусматривать различные уровни общения с ЭВМ для обучаемых с разной подготовкой: от подробного, снабженного большим количеством подсказок, до сжатого, содержащего лишь основные шаги диалога.

5.5. Организация контроля ошибок должна базироваться на психологических принципах и проекте деятельности обучаемого, а также не допускать ошибки типа: перегрузка пользовательского канала; пользовательская скука; недостаток в мотивации; неадекватные инструкции для управления непредвиденными ситуациями.

5.6. Учет временных и цветовых параметров на различные запросы пользователя.

При выделении важной или наиболее интересной информации может применяться кодирование яркостью. Наиболее употребимы две градации яркости. Кодирование частотой мельканий применяется для выделения информации, на которую требуется немедленно обратить внимание, однако этим способом не следует злоупотреблять. Рекомендуется использовать частоту мельканий от 1 до 3 Гц.

Кодирование цветом следует использовать в следующих случаях: при необходимости быстрого обнаружения местонахождения символа на экране с неупорядоченной информацией; для выделения сигналов тревоги; при группировании разнородной или однородной информации; при организации многооконного вывода.

В алфавите следует отдавать предпочтение зеленому, красному, голубому, желтому и фиолетовому цветам. Не следует использовать красный и зеленый, желтый и синий для цветового контраста. Некоторые люди имеют красно-зеленую или желто-синюю аномалию. При организации многооконного вывода необходимо минимизировать количество цветов.

Практика показала, что обучаемые с большим удовольствием используют программы, в которых сочетаются не более трех спокойных цветов, например, бледный сине-зеленый, синий, зеленый. Очень часто сообщение об ошибке в контролирующих программах выделяется красным цветом, это раздражает обучаемых, они стесняются, что преподаватель заметит их неудачу по яркому пятну на экране. Можно предположить, что целесообразно сообщение об ошибке не выделять чрезмерно ярким, контрастным цветом, но располагать это сообщение в строго определенном месте экрана.

Многооконные системы часто раздражают обучаемых необходимостью частой манипуляцией клавишами управления курсором. Поэтому количество окон в системе должно быть оптимальным.

В заключение необходимо подчеркнуть, что при организации обучения с помощью компьютера необходимо выделить следующие моменты:

- в системе "человек-компьютер" личностное взаимодействие отсутствует, средства информационных технологий - это только помощник преподавателю, а не субъект обучающей деятельности;

- в существующих программных средствах не учитываются полностью потенциальные возможности средств информационных технологий, особенно большое значение имеет диалоговое взаимодействие в системе "человек-информационная среда";

- при проектировании диалога необходимо учитывать: требования к лингвистическим особенностям диалога, к организации обратной связи, требования к формулированию мотивации, требования к дизайну, эргономические требования;

- динамические и богатые графические возможности средств ИТ позволяют обеспечивать процесс зрительного восприятия информации, что дает возможность обеспечивать направленное восприятие.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4