logo
НИТУП 3-8

Лекция №8 тема: интернет-технология. Телевизионно-спутниковая информационная технология (tv – технология)

Интернет-технология

Применительно к образовательному процессу эту инновационную технологию более точно следует определить как «технологию интернет-обучения». Технологии обучения — полноправная составная часть социальных технологий, поскольку протекают в системе образования, выступающей социальной системой.

Известно, что использование технологий — это основной ресурс, позволяющий снизить затраты на менеджмент, повысить эффективность управленческого воздействия. Главным в технологии интернет-обучения выступают его системная организации и специальные средства для проведения сетевого учебного процесса.

Важнейшие элементы технологии интернет-обучения составляют:

Автоматизированная система по учету и организации электронного обучения (АСУОЭО) включает электронную приемную комиссию, обслуживающую абитуриента, и электронный деканат, обслуживающий студента.

Полученная виртуально через информационно-образовательную среду вуза или консорциума информация об абитуриенте (анкетные данные, базовое образование, баллы единого государственного экзамена (ЕГЭ), выбранная специальность) обрабатывается АСУОЭО и заносится в базу данных (БД) электронной приемной комиссии. При регистрации абитуриенту присваивается логин (идентификатор). После электронного тестирования и зачисления (или регистрации с учетом результатов ЕГЭ) абитуриент в электронном виде получает полный комплект документов для оформления.

Смена статуса абитуриента на статус студента с формированием его личной учетной карточки для отражения процесса обучения происходит уже в электронном деканате (только после официального подписания оформленного им комплекта документов). Студенту присваивается новый логин и сообщается пароль. Теперь студент может ознакомиться с учебным планом по выбранной специальности. Этот план обычно представляется в виде структурно-логической схемы, где дисциплины занимают строго определенное место. Фактически это графический алгоритм, описывающий траекторию образовательной деятельности студента. Иначе говоря, учебный план служит методологической основой для разработки студентом индивидуальной траектории обучения. После определения индивидуальной траектории обучения студент делает заявку на изучение конкретных дисциплин. Заявка удовлетворяется с учетом разрешенной последовательности изучения дисциплин. Студенту сообщаются электронные адреса тьюторов и список предлагаемых ему учебно-методических комплексов электронных средств поддержки обучения (УМК ЭСПО) по выбранным дисциплинам. Состав УМК ЭСПО практически совпадает с рассмотренным выше составом кейса при ККТ. УМК доступен студенту для работы в on-line режиме только после получения системой сообщения об оплате за обучение.

Решение о допуске студента к экзамену принимает тьютор по результатам анализа его работы с УМК ЭСПО, в том числе и контрольного тестирования. Во время работы с УМК предполагается возможность проведения тьютором консультаций студента по электронной почте.

На базе интернет-технологии для проведения консультаций студентов широко применяются телеконференции, которые подразделяются на асинхронные (в отложенном времени — форумы) |и синхронные (в реальном времени — чаты).

При проведении асинхронных телеконференций (форумов) студенты помещают вопросы по дисциплине на сайт вуза, а преподаватели через 2—3 дня дают на них ответы, также помещая их на сайте.

При проведении синхронных телеконференций (чатов) студент помещает на сайт вопросы, а преподаватель сразу же отвечает на них.

Для работы студента с электронной библиотекой автоматизированная система на основе логина и пароля осуществляет его регистрацию, проводит анализ заявки студента, предоставляет ему полный каталог библиотеки и возможность использования ее имеющихся сетевых ресурсов.

Телевизионно-спутниковая информационная технология (TV-технология)

ТV-технологией называют инновационную технологию дистанционного обучения, основанную на формировании информационно-образовательного пространства преимущественно с помощью систем телевидения и спутниковых каналов передачи информации. Данная технология позволяет создать учебную среду практически в любом географическом пункте не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья.

Эта технология отличается широким использованием обзорного обучения, реализуемого с помощью спутниковых и видеолекций, призванных помочь студенту создать целостную картину изучаемой дисциплины и будущей практической деятельности.

В учебном процессе широко используются, также рабочие учебники, аудиокурсы и компьютерные программы, то есть элементы типового кейса комплексной кейс-технологии.

В основу ТV-технологии положен модульный принцип. Он предполагает разделение учебной дисциплины на юниты (от англ. unitединица) — замкнутые логические блоки (модули), предназначенные как для изучения нового материала, рассчитанного примерно на 45 академических часов аудиторных занятий, так и для контроля его усвоения.

Для лучшего усвоения студентами теоретического материала юниты и выработки у них умений и навыков учебные занятия проводятся с максимальным использованием современной телевизионной и компьютерной техники. Прежде всего это обзорные лекции по изучаемым дисциплинам. В этих лекциях, читаемых, как правило, по спутниковому телевидению высококвалифицированными преподавателями, дается общее представление о дисциплине, выделяются логические связи основных вопросов данной дисциплины. Студенты на телевизионных лекциях или после них могут задавать вопросы преподавателям. В качестве обратной связи между студентами и преподавателями используется либо сотовая телефонная связь (в режиме реального времени on-line), либо электронная почта (в режиме отложенного времени off-line). Но часто обзорная лекция — это просто видеофильм.

Особо необходимо отметить использование в ТV-технологии так называемого мультипреподавательского спутникового телевидения, при котором одну лекцию читают сразу несколько преподавателей из разных городов и даже стран по принципу телемоста. При этом преподаватели могут дополнять друг друга и даже высказывать различные точки зрения. Но такие эфирные дискуссии — уникальные мероприятия.

По каждой юните студент изучает одну или несколько слайдлекций. Они представляют собой оригинальную форму подачи лекционного материала в виде компьютерного слайд-шоу, идущего на экране монитора одновременно с записанным текстом лекции.

За учебный год студент должен затратить на просмотр теле-и видеолекций около 1000 часов (по 25 часов в неделю при 40 неделях в учебном году).

В соответствии с принятой инновационной виртуально-тренинговой технологией по каждой специальности выбраны дисциплины, по которым студентом должны выполняться устные телекурсовые работы. При подготовке к записи этой телекурсоой работы студент учится правильно и свободно держать себя перед аудиторией, видео- и телекамерами, грамотно и четко излагать содержание темы, владеть устной речью и хорошими манерами. Подготовленное выступление с устной курсовой работой записывается самостоятельно студентом на видеокамеру в специальном блоке и передается на записанной видеокассете на проверку преподавателю.

Большое внимание для выработки студентом умений и навыков при изучении дисциплины в виртуально-тренинговой технологии уделяется компьютерному тренингу с выводом результатов на экран монитора преподавателя. Технологией предусмотрены следующие виды компьютерных обучающих и тренирующих программ:

И-тьютор, которая имитирует работу с профессиональными компьютерными программами;

Для приобретения и закрепления профессиональных навыков и тренинга профессиональных умений проводятся профессиональные лабораторные занятия. Для проведения этих занятий используются готовые профессиональные компьютерные программы.

Работая в компьютерном классе и используя сеть Интернет, студент может задать тьютору накопившиеся при изучении юниты вопросы. Ответы на них от тьютора поступают на сайт не позже чем через три дня. Это так называемые асинхронные IР-консультации.

Для проверки усвоения материала юниты (модуля) после проведения всех описанных выше видов занятий с помощью автоматизированной технологии проводится оперативное модульное тестирование. Его результаты передаются в базу данных, где собирается вся информация о результатах обучения студента за dсе время его обучения.

Рассмотренные выше характерные особенности трех основных технологий дистанционного обучения (ТДО) позволяют сделать определенные выводы по направлению инновационного развития системы менеджмента ТДО на период до 2010 г.

При слабом развитии в настоящее время систем телекоммуникаций в отдаленных регионах России в течение ближайших трех лет основной технологией дистанционного обучения останется комплексная кейс-технология. И в дальнейшем она не потеряет своего базового значения, поскольку не потеряла и не потеряет своего значения печатная книга — основа прочных знаний. Но все больший удельный вес в ней будут играть новейшие телекоммуникационные технологии.

Несомненно, наибольшие перспективы дальнейшего развития дистанционного обучения будут связаны с использованием глобальной информационной сети Интернет. Она представляет в этом отношении уникальные возможности. Например, компания Epsylon Technologies уже сейчас объявила о выпуске нового программного продукта — системы корпоративной видеоконференцсвязи Epsylon Videomost. Это первый продукт в серии «Видеомостов», позволяющий пользователям Интернета общаться при помощи видео-, звуко- и телеконференций в реальном масштабе времени. Продукт позволяет записывать проводимые конференции для последующего воспроизведения. Тесты показали, что продукт устойчиво работает даже в условиях GSM-подключения (всего 9600 бит/с), а для каналов 128 кбит/с качество видеоизображения абсолютно приемлемо для видеосвязи. Это достигается при помощи оригинального подхода к видеокомпрессии, позволяющего получать беспрецедентно высокую степень сжатия.

Через глобальную сеть студент может связаться со студентами своей группы, с тьютором и практически с любым источником информации сети Интернет, в том числе и с сайтами других вузов. Это обеспечивает студенту построение такой образовательной траектории, которая наиболее полно соответствовала бы его образовательным потребностям.

Таким образом, Интернет как мощная информационно-образовательная среда и технологии интернет-обучения будут завоевывать самые передовые позиции в дистанционном обучении. Именно они обеспечат переход на новый уровень образовательной системы — уровень открытого образования, при котором студент может изучать различные дисциплины не в одном, а в любом из институтов или университетов, входящих в консорциум (сообщество) высших учебных заведений. Консорциум — эта та организационная структура образовательных учреждений системы открытого образования, которая сможет обеспечить эффективный переход от принципа «образование на всю жизнь» к инновационному принципу «образование через всю жизнь». В настоящее время системы открытого образования становятся неотъемлемой частью зарубежного университетского образования.

При всей внешней привлекательности описанной выше телевизионно-спутниковой информационной технологии исключительная ориентация на эту дорогостоящую технологию вряд ли оправдана. Сейчас это понимают и разработчики ТV-технологии в Современном гуманитарном университете (СГУ). Поэтому в последнее время в СГУ начали широко использовать технологии интернет-обучения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4