Типы компьютерных обучающих программ
К настоящему времени созданы тысячи обучающих программ, однако общепринятой классификации не существует. Рассмотрим некоторые из них.
Согласно первой классификации из множества КОП можно выделить три, наиболее важные и получившие большее распространение:
специализированные обучающие программы;
компьютерные модели
автоматизированные обучающие системы .
Готовые к применению специализированные обучающие программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и преподавателю в обучении. Слово «специализированные» означает, что они предназначены для решения специальной обучающей задачи: обучения отдельному вопросу учебного курса, изучения какого-либо частного понятия, явления, факта. Преподаватель не может вмешаться в содержание специализированной обучающей программы, поскольку обычно в таких программах ничего менять нельзя. Можно лишь как-то дозировать их, встраивая в общую систему преподавания, методически приспосабливаясь к тому способу изложения, какой принят в каждой из таких программ. Они не допускают никаких доработок, и преподаватель пользуются ими как готовым учебным средством. Их завершенность может выступать недостатком, поскольку возлагает большую ответственность на разработчика в плане опоры на образовательные стандарты и типовые учебные программы. Если этого не происходит, специализированные программы лишаются гибкости и все изложение учебного материала необходимо подчинить логике построения такой программы.
С помощью компьютерной модели обучаемый изучает то или иное учебное явление, научное положение и т. д. Популярность моделирования можно объяснить тем, что, не будучи стесненным жесткими рамками указаний о последовательности действий, обучаемый может наиболее полно реализовать свои учебные интересы, проявить инициативу в проведении экспериментов с моделью. Реализация возможностей компьютерных моделей зависит от того, насколько удачно модель отражает моделируемые явления (знания о предметной области), насколько удачна модель в дидактическом отношении (знания о стратегии обучения). Компьютерные модели входят как составные части в состав разнообразных тренажеров.
Автоматизированные обучающие системы представляют собой программную оболочку, предполагающую заполнение ее предметным содержанием. АОС можно определить как организованный на базе ЭВМ комплекс средств технического, лингвистического, учебно-методического и программного обеспечения, предназначенный для диалогового учебного взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для заполнения учебным материалом пользователем-непрограммистом. В отличие от специализированных обучающих программ АОС предполагает возможность активного вмешательства преподавателя в содержание готового учебного материала или заполнения ее собственными дидактическими материалами. Как результат такой работы появляется автоматизированный учебный курс, который затем можно редактировать. Преимущество АОС состоит в том, что преподаватель, имея инструментарий, может создавать учебный курс в соответствии со своими потребностями, своей методикой преподавания. АОС могут накапливать информацию о прохождении обучаемым всего курса, отдельных его частей, а затем использовать эти данные при построении диалогов, подсказок и помощи.
Существуют и другие способы классификации КОП. Одним из критериев классификации КОП является поколение компьютерных технологий обучения.
Классификация КОП в зависимости от решаемых педагогических задач подразделяет их на четыре класса:
средства теоретической и технологической подготовки;
средства практической подготовки;
вспомогательные средства;
комплексные средства.
Схема классификации КОП показана на рисунке 1.
К первому классу относятся следующие виды КОП.
Компьютерный учебник - КОП для базовой подготовки по определенному курсу (дисциплине), содержание которого характеризуется относительной полнотой и представлено в форме учебника (книги).
Компьютерная обучающая система — КОП для базовой подготовки по одному или нескольким разделам (темам) курса (дисциплины).
Компьютерная система контроля знаний — КОП для определения уровня знаний обучаемого (тестируемого) по данной дисциплине, курсу, разделу, теме или фрагменту предметной области и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований.
Класс средств практической подготовки включает два вида КОП.
Компьютерный задачник, или компьютерный практикум, — КОП для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области, а также развития связанных с ними способностей.
Компьютерный тренажер — КОП для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей.
К вспомогательным средствам относятся КОП, способствующие решению задач теоретической, технологической или практической подготовки, но в самостоятельном качестве не достаточные для достижения соответствующих целей. Данный класс объединяет следующие виды КОП.
Компьютерный лабораторный практикум — КОП для поддержки автоматизированных лабораторных работ, в рамках которых изучаемые объекты, процессы и среда деятельности исследуются с помощью экспериментов с их моделями.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Лекция №3 тема: психолого-педагогические требования к педагогическим программным средствам
- 1. Требования к лингвистическим аспектам сообщений
- 2. Требования к организации обратной связи
- 3. Требования к формированию мотивации
- 5. Эргономические требования к диалогу
- Лекция №4 тема: автоматизированный тестовый контроль. Обработка теста
- Обработка результатов тестирования
- Лекция №5 тема: компьютерные обучающие программы Компьютерная обучающая программа: определение и основные особенности
- Достоинства и недостатки компьютерных обучающих программ в сетевом и локальном вариантах
- Типы компьютерных обучающих программ
- Компьютерные обучающие программы
- Лекция №6 тема: компьютерный учебник. Демонстрационные ролики в учебном процессе
- Перечислим преимущества компьютерного учебника по сравнению с обычным
- Способы реализации функций обучения
- Демонстрационные ролики в учебном процессе
- Лекция №7 тема: современные разработки в области информационных технологий
- Содержание учебного материала
- Лекция №8 тема: интернет-технология. Телевизионно-спутниковая информационная технология (tv – технология)