logo
НИТУП 3-8

3. Требования к формированию мотивации

3.1. Стремление к психологически правильному соотношению между поощрением и наказанием. Известно, что оценка деятельности обучаемых имеет решающее значение, успехи и неудачи в учебе имеют большое влияние на мотивационную сферу обучаемого. Отсутствие поощрения за мелкий успех, может вызвать пренебрежение к учению. Однако не следует и чрезмерно порицать, это может тормозить познавательную активность. Следует избегать оценочных суждений в традиционной форме - в виде "единиц", "двоек".

3.2. Необходимо в информационном кадре формировать установку на деятельность, сосредоточение внимания на учебной ситуации (информация об актуальности и практической значимости темы; информация, способствующая познавательной активности; информация, развивающая стремление к новым знаниям).

Это реализуется за счет конкретизации вопросов о необходимости получения знаний; конкретизации вопросов, способствующих развитию творческого мышления.

3.3. Учет индивидуальных особенностей при построении диалога. Разные группы обучаемых, которые по несколько раз отвечают неправильно на один и тот же вопрос должны в идеале получить различные пояснения к своему ответу с различной степенью подсказки.

В эксплуатируемых в настоящее время обучающих программах не существует специальных средств для формирования мотивации учения у обучаемых. Наличие таких средств повысит эффективность автоматизированного обучения.

4. Требования к дизайну (это основные принципы теории живописи: пропорция, порядок, акцент, единство и равновесие)

4.1. Принцип пропорции касается соотношения между размерами объектов и их размещением. Организуя данные на экране необходимо стремиться к тому, чтобы логически связанные данные были сгруппированы и отделены от других категорий данных. Для упорядоченного представления их нужно использовать пробелы, группировку, табуляцию.

4.2. Порядок означает такую организацию объектов на экране дисплея, которая учитывает движение глаза (слева направо). Поэтому начальная точка восприятия должна находиться в левом верхнем углу экрана, а списки для быстрого просмотра - выровнены и подогнаны к левому полю.

4.3. Акцент - принцип выделения наиболее важного объекта, который должен быть воспринят в первую очередь. При соблюдении этого принципа взгляд учащегося привлекается к выделенной зоне. Для создания акцента можно использовать разнообразные средства: размещение важных сообщений в центре, отделение их свободным пространством, применение яркого света. Следует избегать применения излишних украшений, строго учитывая эргономические требования.

4.4. Принцип единства требует, чтобы элементы изображений выглядели взаимосвязанными, соотносились по размеру, форме, цвету. Необходимо учитывать упорядоченность организации данных. Они могут быть организованы последовательно, функционально, по значимости и т.п. При этом обучаемого необходимо знакомить с принципом расположения данных.

4.5. Принцип равновесия требует равномерного распределения оптической тяжести изображений. Информация не должна скапливаться на одной стороне экрана. Логические группы информации должны продуманно размещаться на экране, заголовки центрироваться.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4