logo
Gurov_Prodvizhenie_biznesa_v_Internet

Пресс‑клиппинг в Интернете32

Особое внимание мы хотели бы уделить пресс‑клиппингу. Это сбор материалов СМИ в интернет‑ресурсах, где упоминается определенная организация или освещается какая‑либо проблема. Пресс‑клиппинг – действенный инструмент для оценки эффективности PR‑кампаний и дает представление о том, насколько результативны осуществленные мероприятия для прессы.

В первую очередь пресс‑клиппинг необходим крупным компаниям, общественным организациям и политическим силам, постоянно контактирующим со СМИ. Естественно, если ваша фирма ни разу не контактировала с журналистами и не занималась собственным PR‑продвижением, вероятность появления публикаций о вас в российской, а тем более в зарубежной прессе крайне мала.

В ряде случаев материалы пресс‑клиппинга могут быть использованы в рекламных целях – размещение цитат из СМИ о вашей компании на сайте или в буклетах может существенно увеличить рекламный эффект (например, цитаты из рецензий в СМИ часто можно увидеть на обложках художественной и научно‑популярной литературы). Для некоммерческих организаций (НКО) пресс‑клиппинг – один из наиболее действенных инструментов PR‑обеспечения. Любой грантодатель, спонсор, чиновник с большим вниманием отнесется к вашим предложениям, если к ним будет приложена хотя бы одна публикация в СМИ (необязательно о вашей организации, достаточно показать, что СМИ интересуются той проблемой, которой она занимается).

Несмотря на относительно низкую стоимость услуг, пресс‑клиппинг весьма трудоемкая работа. Прежде всего это связано с мониторингом большого количества изданий.На начало 2002 года в России было зарегистрировано 33 000 печатных СМИ, 3000 телерадиокомпаний и 800 интернет‑СМИ. Кроме того, в нашей стране пользуются большой популярностью десятки зарубежных изданий. Особую трудность вызывает поиск публикаций «на заданную тему». К примеру, во многих важных публикациях об экологической ситуации в регионе, слова «экология» и «экологический» могут вообще не встречаться.

Существуют три распространенных заблуждения относительно пресс‑клиппинга. Во‑первых, считается, что всю информацию можно найти в Интернете. К сожалению, у многих (в том числе весьма популярных) СМИ до сих пор нет собственных сайтов. Таким образом, занимаясь пресс‑клиппингом, нужно работать непосредственно и с сотнями редакций средств массовой информации, и со специальными библиотеками, а также постараться получить стенограммы теле– и радиопрограмм.

Во‑вторых, многие думают, что статью, только что опубликованную на каком‑либо сайте, можно найти через поисковые системы. На самом деле на это может потребоваться несколько дней и даже месяцев, так как сначала должно произойти так называемое «индексирование страниц поисковыми системами».

В‑третьих, есть мнение, что с помощью пресс‑клиппинга можно собрать все интересующие заказчика публикации. Сегодня ни одна из используемых в пресс‑клиппинге технологий не дает стопроцентной гарантии получения всех материалов. (Для того чтобы это гарантировать, надо ежедневно мониторить все мировые СМИ. Разумеется, такую задачу практически невозможно выполнить.)

Услуги мониторинга СМИ и поиска информации в Интернете предоставляют многие российские компании (пресс‑клиппинговые услуги являются стандартными для PR‑агентств). В специализированных библиотеках можно получить доступ к СМИ через Интернет. Его, в частности, предоставляют компании «Интегрум», Public.Ru, «Медиалогия», «Парк. Ру» (русскоязычная пресса); Factiva и LexisNexis (зарубежные СМИ).33Вот краткие справки о них.

Компания «Интегрум‑Техно» (www.integrum.ru). Крупнейший в мире архив русскоязычных документов формируется на основе открытых источников. Здесь представлены центральные и региональные СМИ, аналитические исследования и обзоры, адресно‑справочные и правовые базы данных Роспатента, Госкомстата и т. д.; более 5000 источников, свыше 316 млн документов. Ежедневно в архивы поступает около 15 000 новых документов. Глубина архива более 10 лет.

Интернет‑библиотека СМИ Public.ru(www.public.ru). Полные тексты публикаций более 2000 русскоязычных СМИ России и зарубежья, начиная с 1990 года по настоящее время; оперативное пополнение фондов – 15 000 статей ежедневно; современные поисковые технологии для работы с большими информационными массивами.

Компания «Медиалогия» (www.medialogia.ru). Он‑лайн‑система анализа десятков тысяч сообщений из открытых источников, ежедневно поступающих, структурируемых, оцениваемых и семантически обрабатываемых. Дает возможность проводить качественный анализ, мониторинг и поиск информации.

Компания «Парк. Ру»(www.park.ru). Он‑лайновая информационная база российских средств массовой информации, включает в себя около 1000 ведущих отечественных изданий. Ежедневно пополняется полными электронными версиями газет и журналов, сообщениями информационных агентств, сведениями из органов государственной власти, аналитическими материалами.

Компания Factiva(www.factiva.ru). Фонды содержат информацию из более 10 000 источников, в том числе более 120 информационных агентств из 152 стран на 22 языках. Эксклюзивная комбинация материаловThe Wall Street Journal, The Financial Times,лент новостей DowJones, ReutersиThe Associated Press,а также профили компаний, предоставленныхReuters Fundamentals, D&BиBureauvan Dijk. Factivaпредоставляет также доступ более чем к 300 центральным изданиям России.

Компания LexisNexis(www.lexisnexis.com). Основанная в 1973 году система баз данных в настоящее время опирается на более чем 36 000 информационных источников, из них 20 000 – полнотекстовые, свыше 150 информационных агентств. В совокупности здесь сосредоточено более 4 млрд документов. Каждую неделю архив пополняется еще 18 млн документов.

Несмотря на относительно низкую стоимость доступа к материалам большинства электронных библиотек, а также PR‑агентств, многие PR‑специалисты предпочитают осуществлять поиск материалов самостоятельно. Это можно делать при помощи новостных агрегаторов (news.yandex.ru и др.) и поисковых систем. Если вы решили проводить пресс‑клиппинг «своими силами», можем дать несколько ценных советов.

• При поиске материалов используйте разные поисковые системы. Для того чтобы найти новые материалы, сортируйте результаты поиска по дате.

• Для поиска самых новых публикаций в СМИ (еще не проиндексированных поисковыми системами) используйте поиск в Яндекс. Новостях (news.yandex.ru), там собраны материалы почти 1900 различных источников.

• У целого ряда печатных изданий на сайтах выложены архивы. Составьте базу таких изданий и ведите поиск в архивах их сайтов.

• При поиске материалов вводите различные варианты (в том числе ошибочные, написание названия вашей компании (например, «Руссофт», «Русофт», Russoft и Rusoft).

Отметим, что в настоящее время, кроме мониторинга СМИ, весьма актуальными становятся услуги по мониторингу блогосферы. Ведь даже единичные негативные или позитивные отклики о компании в блогах могут вызвать широкий общественный резонанс.