5.5 Проблема активной фильтрации сообщений
Одним из наиболее распространенных путей добывания информации в сфере средств массовой информации является использование каналов межличностных коммуникаций (хотя, «метод потолка и пальца» в СМИ еще никто не отменял). Система межличностных связей бывает крайне сложной, и на пути к потребителю информация проходит через сложную цепочку связей, выполняющую роль активного фильтра.
Работа с сообщениями вторичных источников имеет свою специфику, заключающуюся в том, что относительная простота получения доступа к ним сочетается с крайней сложностью интерпретации данных, получаемых от них. Характерной особенностью современной информационной обстановки является экспоненциальный рост числа вторичных источников информации по отношению к первичным. В создавшихся условиях аналитические службы уже не могут пренебрегать такой важной характеристикой канала распространения информации, как ценностная ориентация вторичного источника или их совокупности. Это приводит к тому, что все больший вес приобретает задача оценивания и «аттестации» источников. Важность этой задачи легко проиллюстрировать с помощью представленного на рисунке примера отображения исходного сообщения первичного источника А0 в сообщения А1 и А2 вторичных.
В предложенном примере исходное сообщение А0, изначально представленное множеством информационных составляющих а0, а1, .., а7, проходя по цепочке информационного взаимодействия, теряет часть составляющих, трансформируясь в А1 и А2. В данном случае эти потери вызваны различиями в ценностной ориентации индивидов В и С, а множества В и С отражают характеристики их фильтров ценностной ориентации.
Рисунок 4.2 — Случай пассивной фильтрации сообщения.
Рассматриваемый здесь случай демонстрирует двоичный вариант пассивной мультипликативной фильтрации сообщения. При этом коэффициенты фильтра принимают значения 0 или 1, исключая или пропуская без изменений ту или иную составляющую исходного сообщения. На практике такой случай встречается довольно часто и может условно именоваться «случай умалчивания». Однако такая блокировка части сообщения не всегда убедительно выглядит для потребителя сообщения — на практике значения элементов упорядоченного множества коэффициентов передачи (назовем их условно множителями), составляющего характеристику ценностной ориентации могут колебаться в диапазоне действительных чисел (данное утверждение условно, так как зависит от формальных договоренностей).
Реальная возможность оценивания характеристики совокупной ценностной ориентации всей передающей цепочки, как правило, отсутствует. В редких случаях, используя провокационную стратегию (тестирование) можно определить реакцию компонентов цепочки на отдельные входные сообщения, однако действие социальных и психологических факторов при общении способно обесценить результат такой работы.
Психологические установки собеседников, различия в их социальном статусе, целевой и ценностной ориентации нередко служат причиной того, что в процессе общения собеседники, образуя своебразную систему, оказывают друг на друга взаимное влияние, что также приводит к искажению сообщения. Варианты искажений в таких мини-системах могут быть резко полярными — от сокрытия до многократного преувеличения или инверсии отдельных смысловых составляющих сообщения. Особенно часто этот феномен наблюдается при попытках сглаживания конфликтных ситуаций.
Особый интерес представляют результаты анализа искажений при наличии нескольких версий сообщения, поступивших из различных источников, поскольку они позволяют сформировать представление о ценностной ориентации вторичных источников и осуществить их категорирование по признаку сонаправленности векторов их целей с целями некоторых политических, финансовых и иных группировок. Вопрос мотивации вторичного источника в данном случае не рассматривается, поскольку применительно к индивидууму, мотивация тех или иных его поступков может быть крайне разнообразна, а для объединений и группировок, как правило, легко выводится из основной целевой функции и совокупной ценностной ориентации.
Казалось бы, все эти характеристики можно выявить лишь в результате кропотливой работы по анализу смыслового содержания сообщений. Да, это так, но... некоторые данные, косвенно характеризующие сообщение и его источник, могут быть получены и на этапе формального и экспресс-анализа сообщений, причем, даже без погружения на семантический уровень. Зачастую даже анализ поверхностных грамматических структур способен дать очень много полезной информации.
Мы уже писали, что организация, активно работающая в сфере ИАО, в интересах создания корпоративного ресурса данных, релевантных основной тематике исследований вынуждены разрабатывать и эксплуатировать собственные базы и хранилища данных, а также специализированный инструментарий ИАР. Соответственно, если строить работу по уму, сообщения должны подвергаться каталогизации, аннотированию и атрибуции (указанию атрибутов сообщения). Состав атрибутов сообщения может варьироваться в зависимости от характера решаемых задач.
С этой точки зрения целесообразно рассмотреть перечень потенциально представляющих интерес аспектов сеансов информационного взаимодействия при получении сообщений и их фрагментов по различным каналам информационных взаимодействий. Но, прежде, чем перейти к рассмотрению задачи атрибуции сообщений, следует определиться с тем, что представляет собой аналитический режим потребления сообщений. Только после этого можно говорить о том, насколько полезны для работы аналитика те или иные атрибуты сообщения.
- Оглавление
- К читателю
- Введение
- Глава I сущность, структура и задачи аналитики
- 1 Понятие и сущность аналитики
- 2 Структура, задачи и место аналитики в современных интеллектуальных технологиях
- 3 Аналитика как средство добывания знаний
- 4 Понятийный аппарат аналитики
- Глава II. Методология аналитической деятельности
- 1 Основные методологические системы
- 1.1 Философия, логика, семиотика
- 1.2 Естественнонаучные концепции
- 1.3 Кибернетика и системный анализ
- 1.4 Гуманитарные науки
- 1.5 Теоретические основы системного анализа как методологического ядра аналитики
- 2 Методы формализации предметной области и моделирование
- 2.1 Понятие сложной системы
- 2.2 Моделирование как метод познания
- 2.3 Вербальные или понятийные модели
- 2.4 Логико-лингвистические и семиотические модели и представления
- 2.5 Логические модели
- 2.6 Статистические, теоретико-вероятностные модели
- 2.7 Аналитические модели
- 2.8 Имитационные модели
- 3 Аналитика как интерфейс между теорией и практикой
- 3.1 Методы активизации мышления
- 3.2 Методы структурирования информации
- 3.3 Методы обработки и анализа числовых данных
- Глава III принципы организации аналитической деятельности
- 1 Ситуация в россии, проблемы и задачи информационно-аналитического обеспечения
- 2 Задачи и определение иао
- 3 Субъект информационно-аналитической работы
- 3.1 Противоречия в сфере организации иар
- 3.2 Организационные формы субъектов иар
- 3.3 Серединный путь?
- 3.4 Системы, управляемые потоком событий
- 4 Целеполагание в организационных системах
- 4.1 Базовые утверждения и определения
- 4.2 Модель иерархии целей
- 5 Методики социальных технологий а.А. Шияна
- 5.1 Теоретические основы социальных технологий
- 5.2 Человек (эксперт-аналитик) как двухкомпонентный абстрактный информационный автомат
- 6 Требования к организации информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности
- 7. Разработка организационной структуры аналитического подразделения
- Глава IV аналитические технологии
- 1 Противоречия в сфере развития средств автоматизации и информатизации иар
- 2 Технологический цикл иар
- 3 Первичная обработка имеющихся данных и анализ модельной информации
- 4 Поиск, отбор и экспресс-анализ данных
- 5 Работа с источниками текстовой информации
- 5.1 Неструктурированные текстовые данные
- 5.2 Структурированные текстовые данные
- 5.3 Взаимные преобразования различных типов данных
- 5.4 Анализ информативности источников
- 5.5 Проблема активной фильтрации сообщений
- 6 Аналитический режим потребления информации
- 6.1 Акт коммуникации и ошибки интерпретации
- 6.2 Управление элементами модели мира
- 6.3 Режимы восприятия информации
- 7 Атрибуция сообщений
- 8 Выявление неполноты, противоречивости и недостоверности информации
- 8.1 Логико-лингвистические средства анализа достоверности
- 8.2 Нетекстовые модели как инструмент верификации данных
- 9 Средства автоматизации иар
- 9.1 Средства сбора информации
- 9.2 Средства хранения данных
- 9.3 Экспертные системы
- 9.4 Системы искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных
- 9.5 Средства структурирования и визуализации данных. Электронные помощники аналитика
- 9.6 Системы гибридного интеллекта
- 9.7 Средства снижения размерности массива измерений
- 9.8 Инструментальные средства представления и доведения результатов иар
- Глава V аналитика как взвешенный подход к разработке и оцениванию управленческих решений
- 1 Проблема принятия решений
- 2 Разработка и анализ управленческих решений
- 2.1 Образование, карьера и лицо, принимающее решение
- 2.2 Концептуализация проблемы
- 2.3 Оценивание эффективности
- 2.4 Технологии прогнозирования
- 3 Методика выявления неформальных управляющих структур (центров сил) в регионах россии
- 3.1 Проблемы и противоречия в регионах россии как следствие борьбы центров сил
- 3.2 Введение в концептуальную систему
- 3.3 Методики проведения исследований
- 3.4 Экспертная система социально-экономического мониторинга, основанная на концепции центров сил
- 3.5 Показатели и алгоритмы выявления центров сил
- Заключение
- Список литературы
- Вариант организации процесса перспективного планирования на примере плана usaf-2025
- Примеры применения методик социальных технологий
- Пример аналитического разбора сообщения
- Глоссарий
- Список используемых сокращений