5.2 Человек (эксперт-аналитик) как двухкомпонентный абстрактный информационный автомат
Объект, осуществляющий управление в абстрактных иерархических системах, именуемый 2АИА, был выведен теоретически. Решение вопроса о том, существует ли в природе класс объектов, к которому может быть применено то или иное теоретическое описание, далеко не тривиален. Для этого необходим ряд методик и технологий для классификации конкретных параметров рассматриваемого объекта в терминах данной теории. Эти-то методики и технологии и были разработаны в рамках теории — собственно, именно вследствие этого и стало возможным говорить о социальных технологиях.
В качестве кандидата на описание в терминах 2АИА естественным образом выделяется человек.
Здесь существует два класса задач. Первый — это класс задач, связанных с рассмотрением человека в терминах 2АИА с целью осуществления моделирования индивида (чаще всего — лица, принимающего решение) и прогноза его поведения, принимаемых им решений и свойственного ему способа обработки информации. В рамках задач этого класса подход к описанию человека, основанный на типологии 2АИА и социальных технологиях, выступает в качестве инструмента эксперта-аналитика, расширяя возможности существующих технологий информационно-аналитической работы. Второй — это класс задач описания специфики осуществления информационно-аналитической деятельности самим экспертом-аналитиком: выявление специфических «типных» черт осуществления такого рода деятельности индивидом, выделение характерного для него типа восприятия и обработки информации, способа генерации и представления выводов, и тому подобное.
Для первого класса задач типология 2АИА и социальные технологии будет выступать как аппарат проведения информационно-аналитической работы, тогда как для задач второго класса они будут выступать как технологии построения самих информационно-аналитических структур, адекватно, оптимально и эффективно осуществляющих свою деятельность.
В работах А.А. Шияна сформирован ряд допущений, которые принимаются при анализе деятельности человека (эксперта-аналитика) в рамках типологии 2АИА и СТ:
человек осуществляет управление (эксперт-аналитик осуществляет информационно-аналитическую работу );
человек в качестве объекта строения иерархического уровня рассматривает вообще любой объект (оптимально ли при этом управление или ИАР — это уже другой вопрос);
человек всегда реализует лишь один тип управления (эксперт-аналитик реализует всего один тип или стиль информационно-аналитической деятельности);
на всех уровнях управления — то есть при управлении любыми системами — человек (эксперт-аналитик) реализует тот же самый тип управления (стиль ИАР).
Эти допущения не только строго обоснованы теоретически, но и проверены экспериментально. В частности, в рамках социальных технологий разработана процедура типизации индивида (определения типа 2АИА, который описывает тип его управленческой или информационно-аналитической деятельности), на основе которой проводилась проверка приведенных выше предположений.
В рамках теории СТ решены основные вопросы по разработке методологического и методического аппарата для определения типа 2АИА, описывающего конкретного человека. В результате получена технология для синтеза адаптированных к заданным условиям использования частных методик определения типа 2АИА для человека, деятельность которого протекает в заданных условиях. Сегодня можно говорить о создании блока стандартизированных методик определения типа 2АИА для реальных людей. В частности, интерес представляет задача разработки стандартизированной методики для определения стиля информационно-аналитической деятельности конкретного человека по анализу принадлежащих ему фрагментов текстов (например, результатов осуществленного им анализа, фрагментов разработанных им планов и т. п.).
В настоящее время ряд примеров типизации конкретных людей опубликован и известен в среде профессионалов. Он включает определение типов 2АИА для литературных персонажей, для которых тип может быть установлен по тексту литературного произведения, а также для конкретных исторических лиц. В последнем случае существует возможность, установив тип 2АИА по тексту документов, созданных этим лицом, впоследствии осуществить оценку точности типизации и полученных прогнозов его поведения с привлечением материалов, собранных биографами этого лица из воспоминаний его современников. Чрезвычайно интересны социально-технологические портреты целого ряда современных политиков России и Украины (по сути — описания стилей управления, стилей информационно аналитической деятельности и принятия решений), полученные с применением СТ (см. Приложение 2). Сегодня такие результаты регулярно публикуются только в рамках типологии 2АИА и СТ.
Таким образом, типология 2АИА и основанные на ней СТ являются мощным аппаратом для описания конкретных людей.
ОПИСАНИЕ СТИЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Стиль информационно-аналитической работы (ИАР) для конкретного человека будет полностью задаваться описанием компоненты информации, им воспринимаемой, и компоненты информации, в формате которой им формулируются результаты анализа (выводы, рекомендации и т. п.).
Правила комбинирования компонент информации при описании стиля ИАР выглядят следующим образом.
Стиль ИАР описывается двумя компонентами информации.
Если одна компонента информации является обобщающей, то другая является детализирующей.
Если одна компонента информации описывает процесс, то другая описывает состояние.
Описания всех стилей ИАР могут быть получены путем «спуска» по классификации типов информации с учетом приведенных выше правил. Таким образом может быть получена дихотомическая классификация стилей ИАР, состоящая из 16 различных стилей ИАР.
Следствием этого является то, что аналитики, для которых свойственны различные стили ИАР, по разному воспринимают информацию. Так, например, не каждый аналитик в состоянии воспринять выводы другого, а из одного и того же фрагмента данных различные аналитики в состоянии получить различный объем информации. Более того, в результате действия ранее описанных закономерностей, часть аналитиков принципиально неспособна к обобщению фрагментарной информации, другая же — не может перейти от общего к частному — это определяется типом «входа» 2АИА.
Для рассмотрения типов и правил комбинирования 2АИА, автором теории был предложен следующий способ именования компонент информации (вернее — типов информации): первый символ обозначает принадлежность к группе статических (С) или динамических (П) параметров, группа символов, записываемых после дефиса, обозначает то, к чему относится состояние или процесс. Рассмотрим перечень базовых типов 2АИА:
С-Топ | Состояние топологии данного уровня иерархии в целом; |
П-Топ | Динамика топологии данного уровня иерархии в целом; |
С-Мемб | Состояние границы данного уровня иерархии в целом; |
П-Мемб | Динамика границы данного уровня иерархии в целом; |
С-Эл | Состояние элементов данного уровня иерархии; |
П-Эл | Динамика элементов данного уровня иерархии; |
С-Отн | Состояние отношений между элементами уровня; |
П-Отн | Динамика отношений между элементами уровня. |
Соответственно, все 16 типов 2АИА могут быть описаны посредством указания типа информации на входе и на выходе 2АИА (программная и творческая функция 2АИА). Ниже приводятся обозначения типов 2АИА и их дуальных пар, начинающиеся с символов dp(). При этом под дуализмом пары подразумевается такое отношение, при котором тип выходной информации первого 2АИА с заданной точностью соответствует типу входной информации второго 2АИА и наоборот. Точность соответствия подчинена следующему закону: компоненты информации, стоящие на «входе» и «выходе» в дуальном 2АИА соответствуют другому полюсу соответствующей дихотомии (например, если у одного типа стоит «процесс», то у другого будет «состояние», — отметим, что при этом оба типа одновременно являются либо обобщающими, либо детализирующими — эта дихотомия является общей для обоих типов. Соответственно, получаем:
<C-Топ П-Эл> | dp(1) | <П-Мемб С-Отн> |
<С-Отн П-Топ> | dp(2) | <П-Эл С-Мемб> |
<С-Мемб П-Отн> | dp(3) | <П-Топ С-Эл> |
<С-Эл П-Мемб> | dp(4) | <П-Отн С-Топ> |
<С-Топ П-Отн> | dp(5) | <П-Мемб С-Эл> |
<С-Эл П-Топ> | dp(6) | <П-Отн С-Мемб> |
<С-Мемб П-Эл> | dp(7) | <П-Топ С-Отн> |
<С-Отн П-Мемб> | dp(8) | <П-Эл С-Топ> |
Итого, 16 типов 2АИА — 16 стилей управления или ИАР. При этом перечисленные типы могут взаимодействовать между собой оптимально или не оптимально — все зависит от их сочетания. А.А. Шиян выделяет четыре типа контуров самопрограммирования, в которых обеспечивается оптимальные условия для обработки информации всеми образующими эти контуры 2АИА (см. рис. 3.4).
Рисунок 3.4 — Графическая интерпретация контуров самопрограммирования.
Углубляться в описание этих типов мы, увы, не можем себе позволить — так как на эту тему автором теории написано свыше 1000 страниц текстов разнообразного стиля и уровня изложения (от монографии до… детективного романа!).
ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Рассмотрим те классы задач, которые могут быть решены с использованием теории 2АИА и социальных технологий.
На первом этапе ограничимся уровнем индивида. В рамках этого класса задач рассматривается отдельный конкретный человек, и с использованием СТ можно определить и дать прогноз в рамках следующих направлений:
стиль управления, который характерен для данного человека;
стиль выполнения информационно-аналитической работы данным человеком (стиль восприятия информации и производимых на ее основе выводов и заключений);
стиль обучения, характерный для данного человека;
жизненные установки, характерные для данного человека (описание характерной для него картины мира);
стиль восприятия данным человеком других людей и уровень его социальной самооценки;
стили мотивации и целеполагания, которые характерны для данного человека;
потенциальные возможности данного человека в области управления и информационно-аналитической деятельности (глубина анализа информации);
разделение внешней компоненты активности индивида на типные и индивидуальные характеристики, включая обусловленные социальными условиями (жизненным опытом данного индивида) изменения в характерной для него типной деятельности.
Сама возможность описания индивида в рамках описанных выше направлений появилась вследствие того, что в рамках СТ описывается именно внешняя активность человека. То есть как раз весь тот комплекс, который может быть описан на основе анализа объективных проявлений деятельности индивида. Интересно, что, как свидетельствует практика использования социальных технологий, необходимая для описания данного человека информация вполне может быть получена от лиц, которые наблюдали проявления его деятельности. Например, человек часто говорит «Я сделал то-то, потому что…». Для анализа же его в рамках СТ вполне достаточно только первой части этого предложения: «Я сделал то-то» — мотивы, причины и оправдания могут быть выведены с применением СТ.
Автором теории разработан теоретический аппарат для сжатия информации о внешней стороне активности индивида к узкому классу терминов, описываемых в рамках параметров, характеризующих абстрактные иерархические системы. В частности, деятельность индивида осуществляется в интерьерах — неких характерных условиях, определяемых:
социальным окружением;
природными условиями;
фрагментом знания (некоей конечной совокупностью значимых для общества программ деятельности, норм и моделей поведения и взаимодействия между индивидами).
И социальное окружение, и природные условия — в общем случае все они являются иерархическими системами. Фрагмент знания всегда также сформирован в некую иерархическую систему — например, систему логических смыслов: обусловлено это конечной информационной вместимостью конкретного индивида. В результате достигается сжатие информации о внешних проявлениях деятельности индивида к достаточно ограниченной системе интерьеров, — то есть осуществляется своего рода функционально-технологическое описание человека, включая как его «обобщенное рабочее место» (интерьер, интегрированный в определенную иерархическую систему), так и совокупность выполняемых им программ деятельности («стандартных задач», которые характерны для данного интерьера). Сегодня имеется достаточно большой объем текстов справочного характера с описанием специфики проявления типа 2АИА в деятельности человека в разных ситуациях и особенностей применения социальных технологий для решения задач построения эффективной управленческой среды для конкретного заданного индивида.
Таким образом, в рамках социальных технологий осуществлено замкнутое описание как самого человека, так и его окружения (социального и природного) в терминах абстрактных иерархических систем, — и, следовательно, дающее возможность осуществить разбиение информации по восьми ранее введенным компонентам информации.
Подводя итог, можно сказать, что в рамках социальных технологий мы имеем достаточно мощный аппарат для формализованного предсказания поведения человека, позволяющий предложить эффективные способы как для организации управленческой среды для конкретного человека, так и целенаправленно синтезировать механизмы для стороннего управления его деятельностью. В частности, для решения этих задач имеющиеся в СТ методики позволяют выявить требования к форме представления информации, исходя из которой заданный человек предпримет требуемое решение. В ряде случаев выбирается индивид, который будет служить оптимальным для эффективного управления каналом передачи информации адресату.
ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальные технологии позволяют описать широкий класс задач моделирования групповой деятельности (например, задач по горизонтальному управлению в коллективе).
Например, сюда могут быть отнесены следующие задачи:
описание характеристик процесса коммуникации между конкретными индивидами (как отношений между типами 2АИА) в процессе их совместной деятельности, включая дальние и ближние коммуникативные дистанции;
характеристики процесса коммуникации выделенного индивида в структурированной и неструктурированной социальной группе, включая зависимость от интерьера (например, работа, семья, обучение, и т. п.);
синтез технологий управления конкретным человеком при помощи организации цепочек управления через других людей, контактирующих с ним (в том числе без их осознанного участия);
синтез горизонтальных структур (в том числе, из людей, выбор которых не является произвольным) для осуществления оптимального (в заданном смысле) управления;
разработка технологий для организации/реорганизации заданной структуры на базе заданной группы людей (отбор и обучение формального и неформального лидеров, и т. п.).
Следует подчеркнуть, что все перечисленные задачи допускают в рамках СТ возможность применения их как для анализа ситуации (отслеживания ситуации и ее сжатого описания), так и для разработки эффективных механизмов для прогнозируемого влияния на развитие ситуации. В ряде случаев с использованием социальных технологий удается получить эффективные объяснения ранее известных ситуаций, имевших место при коммуникации людей (см. Приложение 2).
В рамках СТ создан уникальный аппарат для описания совместной деятельности двух и более людей. В частности, впервые в рамках аппарата типологии личности (типологии стилей управления или типологии информационно-аналитической работы) удалось теоретически построить одновременно и типологию отношений между индивидами, понимая термин отношение как эффективность осуществления совместного управления (или совместной информационно-аналитической деятельности) двумя или большим количеством людей. Ранее существовавшие аналоги опирались только на эмпирически полученные статистические закономерности, причем, как правило, полученные данные были неполны и границы применимости полученных закономерностей не определены, в результате чего прогностическая ценность таких аналогов опиралась преимущественно на квалификацию экспертов. В СТ описание отношений между парой людей (в рамках определенного интерьера) выводится теоретически, если известны типы людей. Другими словами, в социальных технологиях описание отношений — это всегда прогноз, который выражен на таком языке и в таких терминах, которые допускают непосредственную проверку и верификацию.
Примеры, иллюстрирующие возможности СТ для анализа интертипных отношений и синтеза управляющих цепочек приведены в Приложении 2. Подчеркнем, что решение практических ситуаций в рамках социальных технологий вполне может быть проведено теоретически — в виде, характерном для естественнонаучных дисциплин. В этом случае выполняются следующие процедуры:
реальная ситуация формулируется на языке абстрактных терминов и понятий (информация сжимается к этим абстрактным терминам);
затем применяется теоретический и математический аппарат данной дисциплины, в результате чего получается решение задачи в терминах данной научной дисциплины (возможно, в иных, чем при формулировке задачи);
абстрактные термины и понятия, описывающие решение, наполняются конкретным содержанием (стадия расширения информации и детализации ее до уровня реальной жизни), — прогноз развития ситуации.
Это позволяет сформировать целый блок технологий по целенаправленному управлению конкретными социальными системами и по решению ряда стандартных ситуаций.
В области моделирования функционирования общественных образований и государства в целом (вертикальное управление) социальные технологии позволяют решить целый ряд новых задач, постановка которых зачастую даже не была возможной. Например, могут быть получены новые решения следующих задач:
синтез технологий целенаправленного построения иерархических социальных систем для осуществления самоуправления на региональном уровне;
оптимизация стратегии и тактики осуществления избирательных кампаний, включая избирательные кампании нового типа, активно вовлекающие население;
отбор и обучение управленцев для высшего руководящего звена;
разработка новых технологий для организации оптимального управления на высшем государственном уровне;
разработка новых технологий для влияния на органы управления других государств в интересах обеспечения собственной национальной безопасности.
В течение нескольких лет целый ряд методик, разработанных с использованием теории 2АИА и социальных технологий, был успешно апробирован и полностью подтвердил их высокую эффективность, способность к прогнозу и надежность выводов.
В частности, еще в 1999 году в ходе избирательной кампании по выборам в Государственную Думу России были успешно апробированы элементы технологий организации социальных структур иерархического строения, способных оказать влияние на управление в регионе России. Так, за время избирательной кампании (срок около 1 месяца) с привлечением выделенных ресурсов было создано областное отделение одной из партий в количестве нескольких тысяч членов (в частности было проведено учредительное собрание, необходимое для ее регистрации как областной). Интересно, что партийное строительство не использовало специфических отличительных черт данной партии, а базировалось исключительно на информации регионального уровня. Это позволяет организовать целенаправленное влияние на изменение социальной и экономической обстановки в произвольно взятом регионе, так как с использованием социальных технологий этот опыт и апробированные технологии достаточно легко обобщаются и могут быть адаптированы к любому региону России или стран СНГ. Опыт использования СТ для управления построением социальных иерархических структур обобщен в монографии А.Шияна и ряде его публикаций83. В определенном смысле появление таких новых технологий целенаправленной организации иерархических структур, способных оказать влияние на социальную и экономическую жизнь региона, требует внесения соответствующих изменений в концептуальные разработки, затрагивающие вопросы национальной безопасности России, в организацию и функционирование информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и управления.
Еще на одной «апробации» социальных технологий следует остановиться особо. Еще в 1999 году в ГСТК Интернет были размещены материалы анализа на основе СТ системы организации информационных потоков на уровне государства для развитых стран мира. В частности, было обнаружено, что существует методика для использования СМИ в качестве канала дестабилизирующего воздействия на социальную и экономическую ситуацию в таких странах с использованием механизмов террористических акций. Были описаны характеристики, которым должны удовлетворять такие террористические акты, чтобы они могли быть подхвачены СМИ и привели к дестабилизации социальной и экономической обстановки. Было также показано, что для неразвитых стран такой канал для дестабилизации с использованием СМИ отсутствует. События 11 сентября 2001 года — террористическое нападение на США, и последовавшую за этим чреду событий можно рассматривать как пример осуществления на практике описанных еще в 1999 году механизмов управления СМИ. Подробный анализ последствий событий 11 сентября 2001 года описан в монографии и серии статей84. Следует подчеркнуть, что в ходе акции был реализован далеко не самый разрушительный сценарий по дестабилизации социальной и экономической жизни в США. Использование СМИ для этой цели составляет всего лишь небольшую часть сценариев, которые могут привести к осуществлению внешнего управления развитым демократическим государством.
Если учитывать возможности использования социальных технологий для организации целенаправленного управления высшими должностными лицами государства, наличие возможностей, предоставляемых СТ, требует внесения корректив в концепцию Национальной безопасности, но и самой организации управления как на уровне регионов, так и всего государства в целом. Некоторые направления таких корректив и реорганизации описаны в том же 1999 году и размещены на веб-сайте http://soctech.narod.ru .
Наконец, весьма перспективным представляется установленная автором теории СТ связь социальных технологий с типологией информационного функционирования общества. В рамках такого описания общества и его культуры СТ выступает как элемент, необходимый для завершения построения общества с европейской культурой, к которому относятся сегодня все индустриальные страны, часто называемые «развитыми». Более того, в рамках СТ показано, что ряд существующих в современном мире тенденций обусловлен именно отсутствием научного анализа и понимания ситуации. Здесь, в частности, получены результаты и подходы к организации управления обществами с целью их выхода на этап завершения построения европейского способа социального кодирования индивида. Следует отметить, что сама постановка вопроса о том, что сегодня европейский социальный код (доминирующий в индустриально развитых странах мира) не только не достроен, но и неполон (а значит, неустойчив), приводит к совершенно новой оценке ситуации. В этом смысле социальные технологии выступают как возможный вариант завершения построения основанного на примате науки непротиворечивого и полного европейского способа социального кодирования индивида. Тем самым, заложен достаточно мощный научный и научно-технологический фундамент для управления социально-политической обстановкой для произвольного уровня организационной иерархии. Ряд выводов и рекомендаций, полученных в рамках СТ для этих задач, уже прошел апробацию путем сравнения с историческими фактами и явлениями.
Подводя итог, можно сказать, что социальные технологии являются достаточно мощным аппаратом как для моделирования, так и для управления в масштабах от отдельного человека и до общественной системы в целом. Это позволяет использовать их в качестве перспективной «модели мира» при осуществлении информационно-аналитической деятельности, что позволяет выделять главные и перспективные для дальнейшего явления, ситуации, тенденции и направления в развитии широкого круга социальных и экономических явлений. На уровне же общественно-политическом социальные технологии уже сегодня предоставляют достаточно широкие возможности для управления внутренними социальными и экономическими состояниями и процессами, а также для влияния на другие страны, что переводит СТ в ранг перспективных технологий, использование которых способно оказывать влияние и на геополитическую обстановку.
- Оглавление
- К читателю
- Введение
- Глава I сущность, структура и задачи аналитики
- 1 Понятие и сущность аналитики
- 2 Структура, задачи и место аналитики в современных интеллектуальных технологиях
- 3 Аналитика как средство добывания знаний
- 4 Понятийный аппарат аналитики
- Глава II. Методология аналитической деятельности
- 1 Основные методологические системы
- 1.1 Философия, логика, семиотика
- 1.2 Естественнонаучные концепции
- 1.3 Кибернетика и системный анализ
- 1.4 Гуманитарные науки
- 1.5 Теоретические основы системного анализа как методологического ядра аналитики
- 2 Методы формализации предметной области и моделирование
- 2.1 Понятие сложной системы
- 2.2 Моделирование как метод познания
- 2.3 Вербальные или понятийные модели
- 2.4 Логико-лингвистические и семиотические модели и представления
- 2.5 Логические модели
- 2.6 Статистические, теоретико-вероятностные модели
- 2.7 Аналитические модели
- 2.8 Имитационные модели
- 3 Аналитика как интерфейс между теорией и практикой
- 3.1 Методы активизации мышления
- 3.2 Методы структурирования информации
- 3.3 Методы обработки и анализа числовых данных
- Глава III принципы организации аналитической деятельности
- 1 Ситуация в россии, проблемы и задачи информационно-аналитического обеспечения
- 2 Задачи и определение иао
- 3 Субъект информационно-аналитической работы
- 3.1 Противоречия в сфере организации иар
- 3.2 Организационные формы субъектов иар
- 3.3 Серединный путь?
- 3.4 Системы, управляемые потоком событий
- 4 Целеполагание в организационных системах
- 4.1 Базовые утверждения и определения
- 4.2 Модель иерархии целей
- 5 Методики социальных технологий а.А. Шияна
- 5.1 Теоретические основы социальных технологий
- 5.2 Человек (эксперт-аналитик) как двухкомпонентный абстрактный информационный автомат
- 6 Требования к организации информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности
- 7. Разработка организационной структуры аналитического подразделения
- Глава IV аналитические технологии
- 1 Противоречия в сфере развития средств автоматизации и информатизации иар
- 2 Технологический цикл иар
- 3 Первичная обработка имеющихся данных и анализ модельной информации
- 4 Поиск, отбор и экспресс-анализ данных
- 5 Работа с источниками текстовой информации
- 5.1 Неструктурированные текстовые данные
- 5.2 Структурированные текстовые данные
- 5.3 Взаимные преобразования различных типов данных
- 5.4 Анализ информативности источников
- 5.5 Проблема активной фильтрации сообщений
- 6 Аналитический режим потребления информации
- 6.1 Акт коммуникации и ошибки интерпретации
- 6.2 Управление элементами модели мира
- 6.3 Режимы восприятия информации
- 7 Атрибуция сообщений
- 8 Выявление неполноты, противоречивости и недостоверности информации
- 8.1 Логико-лингвистические средства анализа достоверности
- 8.2 Нетекстовые модели как инструмент верификации данных
- 9 Средства автоматизации иар
- 9.1 Средства сбора информации
- 9.2 Средства хранения данных
- 9.3 Экспертные системы
- 9.4 Системы искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных
- 9.5 Средства структурирования и визуализации данных. Электронные помощники аналитика
- 9.6 Системы гибридного интеллекта
- 9.7 Средства снижения размерности массива измерений
- 9.8 Инструментальные средства представления и доведения результатов иар
- Глава V аналитика как взвешенный подход к разработке и оцениванию управленческих решений
- 1 Проблема принятия решений
- 2 Разработка и анализ управленческих решений
- 2.1 Образование, карьера и лицо, принимающее решение
- 2.2 Концептуализация проблемы
- 2.3 Оценивание эффективности
- 2.4 Технологии прогнозирования
- 3 Методика выявления неформальных управляющих структур (центров сил) в регионах россии
- 3.1 Проблемы и противоречия в регионах россии как следствие борьбы центров сил
- 3.2 Введение в концептуальную систему
- 3.3 Методики проведения исследований
- 3.4 Экспертная система социально-экономического мониторинга, основанная на концепции центров сил
- 3.5 Показатели и алгоритмы выявления центров сил
- Заключение
- Список литературы
- Вариант организации процесса перспективного планирования на примере плана usaf-2025
- Примеры применения методик социальных технологий
- Пример аналитического разбора сообщения
- Глоссарий
- Список используемых сокращений