2 Технологический цикл иар
Пока свежо воспоминание об организационных аспектах ИАР, обратимся к технологиям, непосредственно связанным с организацией ИАР, а именно — к технологическому циклу ИАР. По существу, технологический цикл ИАР — это уже технология, поскольку представляет собой организованную во времени совокупность операций и методов, приводящую к получению заданного результата (информационной продукции). Приведем краткое описание этой технологии с краткими поэтапными комментариями, не прерывая нумерации пунктов:
Установление характера проблемы, описание проблемной ситуации (методики системного анализа и т. п.);
Синтез главной или глобальной цели как прямого следствия проблемной ситуации в управлении (технологии синтеза и анализа иерархии целей, анализ актов коммуникации, социальные технологии);
Уточнение целей исследования, стиля ИАР потребителя информационной продукции);
Установление первичного бюджета на проведение аналитического исследования.
Этим, как правило, завершается цикл бесплатных подготовительных работ. В принципе, уже в этот момент руководителю организации-исполнителя примерно известен перечень сотрудников и информационных ресурсов, которые потребуется привлечь к проведению исследований. Уже проведен ряд консультаций, импровизированное или достаточно серьезное совещание с сотрудниками. Наступает период ожидания ответных действий заказчика, определяющего то, насколько приемлемы для него условия, выдвинутые исполнителем.
Далее, если выбор сделан (то есть, бюджет утвержден или скорректирован), начинается следующая серия:
Формирование инициативной группы специалистов, назначение руководителя проекта или направления, НИР (методы синтеза организационных систем, методики СТ);
Декомпозиция цели в соответствии с характером проблемы: например, на функции, задачи и операции (метод дерева целей и задач);
Выявление целей организации-потребителя информационной продукции, нуждающихся в пополнении информационных ресурсов для их достижения;
Синтез целей информационной работы по направлениям, определяемым целями организации-потребителя информационной продукции:
формирование гипотезы о возможном составе комплекса источников информации;
формирование гипотезы о составе множества информативных признаков, их потенциальной информативности и достоверности;
формирование гипотезы о составе репрезентативной (достаточной для решения задачи) выборки, в том числе включая период наблюдения феномена, количество измерений/сообщений;
Установление бюджета второго этапа исследований.
Стоп... Снова остановка и ожидание ответных действий заказчика. Заказчик еще не располагает детальным проспектом предстоящей работы по сбору информации, но может оценить затраты исполнителя на поисковые мероприятия, хотя конечный результат еще за горами. Возможно, заказчик возьмется перекраивать бюджет.
Передышка закончилась. Бюджет принят и исполнителю вновь предстоит напряженная работа. От нее зависит результативность всей последующей работы — если поисковые мероприятия окажутся неэффективными, то недоделки, скорее всего, лягут тяжелым бременем на бюджет исполнителя:
Выделение кадровых и иных ресурсов для производства
информационно-поисковых работ, постановка задачи на поиск информации;
Поиск источников информации с заданными свойствами;
Оценивание реальной информативности источников и отбор наиболее информативных;
Установление бюджета третьего этапа исследований.
Опять передышка. Заказчик снова решает, за что он готов заплатить. К этому времени уже известно, во что может вылиться закупка тех или иных информационных продуктов у сторонних организаций, имеются образцы, демонстрирующие качество этой продукции, разработаны «дешевая» и «дорогая» стратегии, а также есть система аргументов, выводящих заказчика на предпочтительный сценарий.
Бюджет принят. С этого момента исполнитель становится зависим от ценовой политики «смежников». Теперь бюджетные ограничения начинают напрямую сказываться на результативности этапа сбора информации; нельзя, не будучи уверенным в исходе отказаться от части источников. Вновь начинается работа:
Определение комплекта инструментария (средств) сбора информации и состава сил (кадрового обеспечения), необходимых для решения задачи сбора информации, постановка задачи на поиск информации;
Сбор и накопление данных, анализ представительности выборки;
Анализ непротиворечивости массива данных, полученных от одного источника;
Интеграция массивов данных, выявление противоречий и/или неполноты;
Проведение анализа на полном массиве, установление состояний объектов и систем, являющихся предметом аналитических исследований выделение тенденций и предельных показателей динамики;
Синтез модели объекта, системы и/или процесса;
Подготовка выводов и заключений о целях/конечных состояниях объектов и систем, достижимых без коррекции процесса/управляющих воздействий, синтез пространства альтернатив;
Установление бюджета заключительного этапа исследований.
Остановка перед выходом на финишную прямую. Уже сейчас заказчик может получить ответ на вопросы: «Что может быть, если все будет, как есть?», «Что может быть вообще?» и «Сколько будет стоить точное знание?». Возможно, что полученных сведений ему уже будет достаточно, и, если исполнитель вышел по завершении этапа «в ноль», то, возможно, ему придется «сесть на картотеку» в банке.
Но вот бюджет принят! Программисты и аналитики закупают килограммы молотого кофе («чистая арабика»), и начинается «последний бой»:
Определение критических точек, приложение управляющих воздействий к которым способно привести к максимальным подвижкам в направлении достижения целей управления;
Проведение имитационного моделирования;
Оценивание эффективности отдельных управляющих воздействий;
Синтез комплексных стратегий управления, оценивание эффективности и сравнительный анализ стратегий;
Подготовка отчетной документации;
Сдача/приемка информационной продукции.
Все, финиш! Программисты и аналитики ходят с красными кроличьими глазами и подумывают об отдыхе... Руководство вновь и вновь перекладывает по кучкам выручку, подсчитывая коэффициент трудового участия.
Комментарии излишни... единственное, что следует подчеркнуть, — это то, что всякая технология является в некотором смысле несовершенной и может быть улучшена. Те пункты в перечне, которые, по мнению авторов, нуждаются в раскрытии, мы рассмотрим далее в этой главе (несмотря на то, что с методологической точки зрения читатель уже достаточно вооружен для того, чтобы самостоятельно сформулировать перечень методов, которые могут быть использованы для решения задач того или иного этапа).
- Оглавление
- К читателю
- Введение
- Глава I сущность, структура и задачи аналитики
- 1 Понятие и сущность аналитики
- 2 Структура, задачи и место аналитики в современных интеллектуальных технологиях
- 3 Аналитика как средство добывания знаний
- 4 Понятийный аппарат аналитики
- Глава II. Методология аналитической деятельности
- 1 Основные методологические системы
- 1.1 Философия, логика, семиотика
- 1.2 Естественнонаучные концепции
- 1.3 Кибернетика и системный анализ
- 1.4 Гуманитарные науки
- 1.5 Теоретические основы системного анализа как методологического ядра аналитики
- 2 Методы формализации предметной области и моделирование
- 2.1 Понятие сложной системы
- 2.2 Моделирование как метод познания
- 2.3 Вербальные или понятийные модели
- 2.4 Логико-лингвистические и семиотические модели и представления
- 2.5 Логические модели
- 2.6 Статистические, теоретико-вероятностные модели
- 2.7 Аналитические модели
- 2.8 Имитационные модели
- 3 Аналитика как интерфейс между теорией и практикой
- 3.1 Методы активизации мышления
- 3.2 Методы структурирования информации
- 3.3 Методы обработки и анализа числовых данных
- Глава III принципы организации аналитической деятельности
- 1 Ситуация в россии, проблемы и задачи информационно-аналитического обеспечения
- 2 Задачи и определение иао
- 3 Субъект информационно-аналитической работы
- 3.1 Противоречия в сфере организации иар
- 3.2 Организационные формы субъектов иар
- 3.3 Серединный путь?
- 3.4 Системы, управляемые потоком событий
- 4 Целеполагание в организационных системах
- 4.1 Базовые утверждения и определения
- 4.2 Модель иерархии целей
- 5 Методики социальных технологий а.А. Шияна
- 5.1 Теоретические основы социальных технологий
- 5.2 Человек (эксперт-аналитик) как двухкомпонентный абстрактный информационный автомат
- 6 Требования к организации информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности
- 7. Разработка организационной структуры аналитического подразделения
- Глава IV аналитические технологии
- 1 Противоречия в сфере развития средств автоматизации и информатизации иар
- 2 Технологический цикл иар
- 3 Первичная обработка имеющихся данных и анализ модельной информации
- 4 Поиск, отбор и экспресс-анализ данных
- 5 Работа с источниками текстовой информации
- 5.1 Неструктурированные текстовые данные
- 5.2 Структурированные текстовые данные
- 5.3 Взаимные преобразования различных типов данных
- 5.4 Анализ информативности источников
- 5.5 Проблема активной фильтрации сообщений
- 6 Аналитический режим потребления информации
- 6.1 Акт коммуникации и ошибки интерпретации
- 6.2 Управление элементами модели мира
- 6.3 Режимы восприятия информации
- 7 Атрибуция сообщений
- 8 Выявление неполноты, противоречивости и недостоверности информации
- 8.1 Логико-лингвистические средства анализа достоверности
- 8.2 Нетекстовые модели как инструмент верификации данных
- 9 Средства автоматизации иар
- 9.1 Средства сбора информации
- 9.2 Средства хранения данных
- 9.3 Экспертные системы
- 9.4 Системы искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных
- 9.5 Средства структурирования и визуализации данных. Электронные помощники аналитика
- 9.6 Системы гибридного интеллекта
- 9.7 Средства снижения размерности массива измерений
- 9.8 Инструментальные средства представления и доведения результатов иар
- Глава V аналитика как взвешенный подход к разработке и оцениванию управленческих решений
- 1 Проблема принятия решений
- 2 Разработка и анализ управленческих решений
- 2.1 Образование, карьера и лицо, принимающее решение
- 2.2 Концептуализация проблемы
- 2.3 Оценивание эффективности
- 2.4 Технологии прогнозирования
- 3 Методика выявления неформальных управляющих структур (центров сил) в регионах россии
- 3.1 Проблемы и противоречия в регионах россии как следствие борьбы центров сил
- 3.2 Введение в концептуальную систему
- 3.3 Методики проведения исследований
- 3.4 Экспертная система социально-экономического мониторинга, основанная на концепции центров сил
- 3.5 Показатели и алгоритмы выявления центров сил
- Заключение
- Список литературы
- Вариант организации процесса перспективного планирования на примере плана usaf-2025
- Примеры применения методик социальных технологий
- Пример аналитического разбора сообщения
- Глоссарий
- Список используемых сокращений