logo
+++_Аналитика_методология_книга

5 Работа с источниками текстовой информации

Оставим рассмотрение «экзотических» случаев: использования спутников- и самолетов- шпионов, добывания экспериментального образца методом подкупа вахтера и иные, столь же далекие от повседневной работы «чистого» аналитика. Хотя случаи работы с несимвольной информацией встречаются достаточно часто — например, могут проводиться работы по определению химического состава или конструктивных особенностей продукции непосредственно с ее образцами, а не с описаниями таковых.

Сосредоточим свое внимание на классе источников символьных данных, а еще точнее — текстовых данных. Класс текстовых данных обладает максимальным прогностическим потенциалом при минимальном интервале наблюдений — в одном кратком предложении может быть выражена информация, достаточная для описания поведения объекта или процесса на сколь угодно отдаленную перспективу. В то же время, точность этого вида данных крайне низка, они подвержены многим видам искажений. Особенно низка их устойчивость к целенаправленной модификации. Но, сколь бы плохи или хороши они ни были, такие данные часто бывают единственным, что доступно аналитику.

Чаще всего, в повседневной деятельности нам приходится сталкиваться с классом источников информации, имеющих в своей основе языковые (знаковые или символьные) средства коммуникации: книги, периодические издания различной специализации, телевидение, радио, телефон, персональные коммуникации, ресурсы глобальных, региональных и локальных телекоммуникационных сетей. Данный класс коммуникаций, если исключить персональные ощущения и специальные технологии, является основным каналом пополнения личного (персонально пережитого) и социального (полученного в результате коммуникаций) опыта и знаний. Количество только языковой информации (исключая видеоряд), которое поступает по каналам этого класса источников, в принципе, позволяет сложной системе типа «человек» адаптивно реагировать на изменение ситуации, вырабатывать цели, стратегии, синтезировать новую информацию и добывать новые знания. Более того, этой информации достаточно для управления и другими людьми, не говоря уж о технических системах, созданных человеком.

Практика показывает, что этот класс источников обладает колоссальной информационной емкостью, другое дело, что «плотность» информации (коэффициент информативности данных) существенно варьируется от издания к изданию, от выпуска к выпуску, от программы к программе. Еще сложнее дело обстоит с релевантностью информации (ее свойством соответствовать текущим информационным потребностям субъекта): данных, содержащих релевантную информацию значительно меньше. А если учесть и иные ограничения, все более и более сужающие перечень источников и сообщений, то можно сделать вывод, что относительное количество сообщений, отвечающих потребностям управления некоторой конкретной системой в заданных условиях, крайне мало. К числу таких ограничений относятся: актуальность (возможность использования информации для управления системой или процессом в их современном состоянии), своевременность (возможность использовать информацию в контуре управления с учетом быстродействия подсистемы доведения управляющих воздействий), точность, достоверность, непротиворечивость и иные. Соответственно при всем обилии информации, которая может быть в принципе извлечена из всей совокупности источников, доля информации, представляющей ценность для ИАР, направленной на достижение некоторой цели, относительно невысока.

Коль скоро мы решили, что в этом подразделе проблемы поиска, отбора и экспресс-анализа информации будут рассматриваться применительно к классу источников, использующих для представления информации языковые средства, то, в первую очередь, нам следует проанализировать состав этого класса и режимы коммуникации (коммуникационные ситуации). В типовой коммуникационной ситуации (при обмене информацией между производителем и потребителем информации в режиме реального времени) в качестве основных источников текстовой информации может выступать всего два типа систем: разумные (человек), интеллектуальные (системы искусственного интеллекта). Перечисленные системы способны самостоятельно генерировать новые тексты и информацию, то есть являются источниками и в узком, и в широком смысле, а также могут выступать в роли первичных источников текстовой информации. При наличии задержки в канале коммуникации речь идет о наличии промежуточного материального носителя информации, который обеспечивает возможность длительного хранения информации без внесения собственных искажений. Такие носители информации также могут рассматриваться в качестве источника информации, хотя сами не способны продуцировать информацию.

Чаще всего языковые средства коммуникации реализуют неоперативный режим коммуникации с использованием средств символьного представления информации (текстов). Поэтому, когда речь идет о неоперативной языковой коммуникации, в качестве источников принято рассматривать второй класс источников (материальные носители текстов). Если ввести строгие классификационные основания, то к классу источников, обеспечивающих неоперативные языковые коммуникации, следует причислять:

Источники информации, не воспроизводимой с требуемой степенью точностью, мы исключим из рассмотрения в силу их малой полезности, а также по причине того, что их поиск становится невозможным в силу отсутствия доступа к материальной копии. Впрочем, определив потенциального носителя таких данных или расположение материальной копии, возможно организовать доступ к материальной копии или носителю сведений, как, например, в случае захвата вражеского «языка», получения несанкционированного доступа к данным и иных случаях насильственного изъятия информации.

При наличии доступа к материальной копии информации (данным) всю совокупность доступных данных можно рассматривать в качестве источниковой базы проведения исследований. В этом случае, решив проблему согласования форматов представления, аналитик получает возможность применения комплекса информационных технологий к полученному массиву текстов. При этом, как мы уже указывали, аналитиком решается задача сжатия или обобщения информации, первыми этапами которой является отбор текстов, релевантных теме исследования, то есть — формирование специализированного массива текстов, которые имеют отношение к решаемой задаче.

При этом выделяются два класса источников, не рассматривавшихся в предложенной ранее классификации, а именно: класс источников неструктурированных текстовых данных и класс источников структурированных текстовых данных. При этом под текстом можно понимать и числа, как частный случай.