4.1 Базовые утверждения и определения
В основе построения формальной модели иерархии целей лежит ряд утверждений, подлежащих выражению формальными средствами.
Утверждение 1. При наличии у СЦ ресурсов, достаточных как для воплощения целей, так и для поддержания гомеостаза на некотором приемлемом для СЦ интервале времени, СЦ не имеет устремлений к созданию коалиций.
Утверждение 2. При нехватке у СЦ ресурсов, СЦ прибегает к корпоративной стратегии, на первом этапе предпринимая попытку социализации цели для привлечения ресурсов, ассоциированных с другими СЦ, предположительно заинтересованными в ее достижении.
Утверждение 3. На этапе социализации цель, провозглашаемая СЦ, не всегда соответствует его действительным целевым установкам.
Утверждение 4. Цель, провозглашенная СЦ, не всегда согласуется с целями других СЦ, располагающих ассоциированными с ними ресурсами.
Утверждение 5. На этапе социализации цели аргументация СЦ может быть намеренно искажена как в отношении ресурсов, так и в отношении ожидаемого результата.
Утверждение 6. У СЦ присутствуют устремления к минимизации состава коалиции и получению полномочий на распоряжение корпоративным ресурсом и синхронизацию усилий коалиции (распоряжение организационным ресурсом).
Утверждение 7. Создание коалиции завершается на этапе выделения корпоративных ресурсов и выработки политики управления ими и продуктом корпоративной деятельности.
Утверждение 8. Синтез коалиционной целевой установки может осуществляться тремя путями: минимизации перечня целей, иерархического их упорядочения или объединения множеств целей.
Утверждение 9. Отказ СЦ от выбора варианта с выработкой корпоративной стратегии в условиях нехватки ресурсов может вести к отказу от воплощения замысла, временной приостановке деятельности или выбору стратегии латентного информационного противоборства с СЦ, чей ассоциированный ресурс входит в их общую сферу интересов.
В приведенных утверждениях использованы понятия корпоративный ресурс, организационный ресурс, политика управления корпоративным ресурсом и политика управления продуктом. Дадим определения этим понятиям.
Под термином «корпоративный ресурс» понимается совокупность ресурсов, переданных самостоятельными субъектами целеполагания, вошедшими в коалицию, в совместное управление и распоряжение для достижения поставленной корпоративной цели.
Под термином «организационный ресурс» понимается совокупность ресурсов, используемых для синхронизации процессов преобразования действительности и для управления субъектами целеполагания, вошедшими в коалицию, в ходе совместной деятельности по достижению корпоративной цели. В состав организационного ресурса входят компоненты информационной и управленческой инфраструктуры, а также ресурсы, необходимые для их функционирования.
Под термином «политика управления корпоративным ресурсом» понимается совокупность правил, определяющих порядок распоряжения корпоративным ресурсом в интересах достижения корпоративной цели, в том числе — порядок мобилизации ресурсов, размеры квот и порядок передачи ресурсов в распоряжение субъекта целенаправленной преобразующей деятельности.
Под термином «политика управления продуктом» понимается совокупность правил, регламентирующих порядок распределения полученного в результате целенаправленной преобразующей деятельности продукта между субъектами, входящими в коалицию, а также состав и определения продуктов, относимых к категории «продукт».
Сама идея коалиции предполагает, что при ее создании (образовании) формируется корпоративный СЦ, принадлежащий более высокой страте системы. Корпоративный СЦ может быть представлен группой СЦ, авторитарным СЦ и действовать на постоянной или временной основе. В случае, когда рассматривается наивысшая страта системы, согласование целей может протекать без формирования выраженного СЦ, однако в этом случае можно рассматривать вырожденный вариант корпоративного СЦ, представленный совокупностью общепринятых установок в области этики, морали, науки и т. п. сферах.
В зависимости от способа синтеза корпоративной цели, цель коалиции может быть представлена, как некоторая совокупность частных целей, правила синтеза которой определяются на этапе создания коалиции и социализации целей СЦ, вошедших в нее.
В общем случае может быть выделено три стратегии формирования коалиции:
Стратегия, при которой цель коалиции получается как объединение множеств целей всех участников, характерна для централизованной формы управления коалицией.
Стратегия, при которой цель коалиции получается как пересечение множеств целей всех участников, характерна для демократической формы управления коалицией с низкой степенью интеграции.
Стратегия, при которой цель коалиции получается как результат применения мажоритарной процедуры к каждой из составляющих множеств целей участников, характерна для демократической формы управления коалицией с высокой степенью интеграции.
Первая и вторая стратегии порождают двухуровневую иерархию целей: цель корпоративную и частные цели СЦ, причем в первом случае в состав коалиционной цели не включаются только те цели, для достижения которых у СЦ нижнего уровня ресурсы наличествуют, а во втором — в состав коалиционной цели включаются только те цели, которые отвечают интересам всех членов (наличие или отсутствие ресурсов для достижения частных целей для коалиции несущественно). Третья стратегия синтеза цели такова, что при ее выборе СЦ нижних уровней также способны формировать многоуровневые иерархии целей и коалиции для их реализации.
В зависимости от варианта синтеза корпоративной цели политика распоряжения корпоративным ресурсом может приобретать различные характеристики.
Как следует из утверждений 1 и 2, достаточным условием для предложения некоторой частной цели СЦ к включению ее в состав корпоративной целевой установки, является нехватка ресурсов для ее реализации. Соответственно, для этого производится оценивание области определения достижимых целей.
Область определения достижимых целей может быть оценена на основе анализа ресурсов системы, отношений их распределения между средствами и показателей эффективности применения этих средств соответствующим образом обученными силами (кадрами), осуществляющих их направление на решение задач преобразования состояния объектов реального мира. Соответственно, область определения потенциально достижимых целей может быть описана совокупностью векторов в векторном пространстве целей, для которого описаны правила взаимного преобразования результатов достижения поставленных целей (включая возможность сочетания режимов функционирования системы, связанных с достижением отдельных целей).
С учетом коэффициентов важности частных целей, вошедших в корпоративную целевую установку, корпоративная целевая установка приобретает иерархическую организацию.
Цели субъекта, предлагаемые в состав корпоративной целевой установки (ЦУ) проходят этап социализации, на котором сведения о них становятся достоянием других СЦ, обладающих ассоциированным с ними ресурсом. В процессе социализации целей субъект для их представления использует выразительные средства субъективного языка, проекция терминов которого на фрагмент реального мира, подлежащий описанию, в общем случае не соответствует эталону языка данной страты (уровня системы). В результате чего представление цели субъекта, выраженное при помощи его субъективного языка, имеет ряд отличий от идеального описания цели, представленного с использованием эталонного языка, и, тем более, субъективных языков прочих субъектов, относящихся к данной страте системы.
Кроме того, учитывая иерархичность организации системы целей субъекта (что также позволяет прибегнуть при их описании к технике стратификации), можно утверждать, что при социализации некоторой частной цели, принадлежащей к некоторой не наивысшей страте в иерархии целей, субъектом используется система умолчаний и приемы фильтрации. При этом система умолчаний относится к целям, расположенным на более низких иерархических уровнях и мыслимым последствиям их достижения, а фильтрация осуществляется с применением системы целей высших уровней иерархии целей субъекта и мыслимых последствий их достижения.
Соответственно, на этапе, предшествующем социализации цели, субъект целеполагания осуществляет процедуры рефлексии (мысленного эксперимента, направленного на установление системы предпочтений потенциальных участников коалиции) в отношении целей прочих субъектов целеполагания, включение которых в коалицию является желательным для него. За счет этого социализируемая (декларируемая) цель приобретает специфические черты, обусловленные представлениями субъекта целеполагания о составе предполагаемой коалиции (частных целях ее членов). В зависимости от того, насколько точно были сформулированы заключения относительно целей прочих субъектов целеполагания, этап социализации целей может протекать более или менее успешно. При этом в зависимости от стратегии социализации целей образуемая коалиция может быть сразу организована в соответствии с иерархической схемой, либо структурирована позже в результате действия закономерностей процессов самоорганизации сложных систем.
- Оглавление
- К читателю
- Введение
- Глава I сущность, структура и задачи аналитики
- 1 Понятие и сущность аналитики
- 2 Структура, задачи и место аналитики в современных интеллектуальных технологиях
- 3 Аналитика как средство добывания знаний
- 4 Понятийный аппарат аналитики
- Глава II. Методология аналитической деятельности
- 1 Основные методологические системы
- 1.1 Философия, логика, семиотика
- 1.2 Естественнонаучные концепции
- 1.3 Кибернетика и системный анализ
- 1.4 Гуманитарные науки
- 1.5 Теоретические основы системного анализа как методологического ядра аналитики
- 2 Методы формализации предметной области и моделирование
- 2.1 Понятие сложной системы
- 2.2 Моделирование как метод познания
- 2.3 Вербальные или понятийные модели
- 2.4 Логико-лингвистические и семиотические модели и представления
- 2.5 Логические модели
- 2.6 Статистические, теоретико-вероятностные модели
- 2.7 Аналитические модели
- 2.8 Имитационные модели
- 3 Аналитика как интерфейс между теорией и практикой
- 3.1 Методы активизации мышления
- 3.2 Методы структурирования информации
- 3.3 Методы обработки и анализа числовых данных
- Глава III принципы организации аналитической деятельности
- 1 Ситуация в россии, проблемы и задачи информационно-аналитического обеспечения
- 2 Задачи и определение иао
- 3 Субъект информационно-аналитической работы
- 3.1 Противоречия в сфере организации иар
- 3.2 Организационные формы субъектов иар
- 3.3 Серединный путь?
- 3.4 Системы, управляемые потоком событий
- 4 Целеполагание в организационных системах
- 4.1 Базовые утверждения и определения
- 4.2 Модель иерархии целей
- 5 Методики социальных технологий а.А. Шияна
- 5.1 Теоретические основы социальных технологий
- 5.2 Человек (эксперт-аналитик) как двухкомпонентный абстрактный информационный автомат
- 6 Требования к организации информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности
- 7. Разработка организационной структуры аналитического подразделения
- Глава IV аналитические технологии
- 1 Противоречия в сфере развития средств автоматизации и информатизации иар
- 2 Технологический цикл иар
- 3 Первичная обработка имеющихся данных и анализ модельной информации
- 4 Поиск, отбор и экспресс-анализ данных
- 5 Работа с источниками текстовой информации
- 5.1 Неструктурированные текстовые данные
- 5.2 Структурированные текстовые данные
- 5.3 Взаимные преобразования различных типов данных
- 5.4 Анализ информативности источников
- 5.5 Проблема активной фильтрации сообщений
- 6 Аналитический режим потребления информации
- 6.1 Акт коммуникации и ошибки интерпретации
- 6.2 Управление элементами модели мира
- 6.3 Режимы восприятия информации
- 7 Атрибуция сообщений
- 8 Выявление неполноты, противоречивости и недостоверности информации
- 8.1 Логико-лингвистические средства анализа достоверности
- 8.2 Нетекстовые модели как инструмент верификации данных
- 9 Средства автоматизации иар
- 9.1 Средства сбора информации
- 9.2 Средства хранения данных
- 9.3 Экспертные системы
- 9.4 Системы искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных
- 9.5 Средства структурирования и визуализации данных. Электронные помощники аналитика
- 9.6 Системы гибридного интеллекта
- 9.7 Средства снижения размерности массива измерений
- 9.8 Инструментальные средства представления и доведения результатов иар
- Глава V аналитика как взвешенный подход к разработке и оцениванию управленческих решений
- 1 Проблема принятия решений
- 2 Разработка и анализ управленческих решений
- 2.1 Образование, карьера и лицо, принимающее решение
- 2.2 Концептуализация проблемы
- 2.3 Оценивание эффективности
- 2.4 Технологии прогнозирования
- 3 Методика выявления неформальных управляющих структур (центров сил) в регионах россии
- 3.1 Проблемы и противоречия в регионах россии как следствие борьбы центров сил
- 3.2 Введение в концептуальную систему
- 3.3 Методики проведения исследований
- 3.4 Экспертная система социально-экономического мониторинга, основанная на концепции центров сил
- 3.5 Показатели и алгоритмы выявления центров сил
- Заключение
- Список литературы
- Вариант организации процесса перспективного планирования на примере плана usaf-2025
- Примеры применения методик социальных технологий
- Пример аналитического разбора сообщения
- Глоссарий
- Список используемых сокращений