Глава IV аналитические технологии
Порядок, в котором в эту книгу помещены главы, ни в коем случае не отражает отношения авторов к проблемам технологического обеспечения информационно-аналитической работы.
Прежде всего, обратимся к термину «технология»... Многие под этим словом понимают нечто, связанное с техникой. Тому виной является одно из узких толкований термина, при котором технология понимается как совокупность методов решения некоторой технической проблемы. Невольно воображаешь этакие шумные цеха по переработке информации, заставленные грязными, грохочущими станками, и так далее. Что ж, и так бывало — в период 1950-70-х годов любое информационное агентство располагало помещением, именовавшимся «телетайпная» (в этом зале стоял неимоверный грохот от десятков буквопечатающих аппаратов).
Обратимся к происхождению слова: оно происходит от двух греческих корней techne — искусство, мастерство, ремесло и logos — наука, изучение. Получается нечто вроде «наука ремесла», то есть прикладная наука. Подведем итог. Технология — это организованная во времени и пространстве устойчивая (инвариантная) по отношению к заданным вариациям условий реализации совокупность методов оперирования некими объектами, приводящая к достижению поставленной цели.
Как следствие, еще одно определение: Информационная технология — это организованная во времени и пространстве устойчивая по отношению к заданным вариациям условий реализации совокупность методов оперирования данными, нацеленная на производство обладающей заданными свойствами информационной продукции.
И наконец последнее, что требуется — это определение самого информационного продукта. Информационный продукт — это результат выполнения неких операций над данными, приводящих к получению нового массива данных, доступных для дальнейшей обработки и интерпретации.
Теперь, вооружившись определениями, посмотрим на технологии информационно-аналитической работы. Получим следующую классификацию информационных технологий:
неинструментальные технологии или технологии мыслительной деятельности:
технологии запоминания информации;
технологии извлечения информации;
технологии межличностной коммуникации;
технологии синтеза целей;
технологии социализации целей и знаний (в том числе — обучение);
технологии признаковой работы (рассмотрения объектов и явлений в знаковой ситуации — см. семиотика);
технологии анализа информации;
технологии классификации;
технологии моделирования и мысленного эксперимента;
технологии обобщения (синтеза) информации;
технологии рефлексивного мышления и иные;
инструментальные технологии:
технологии переноса информации на материальные носители;
технологии хранения данных на материальных носителях;
технологии передачи и приема данных;
технологии поиска и востребования данных;
технологии инструментального моделирования;
технологии инструментального анализа данных;
технологии инструментального синтеза информации;
технологии инструментальной поддержки индивидуальной и групповой мыслительной деятельности;
технологии синтаксического преобразования информации;
технологии семантического сжатия и реферирования данных;
технологии обучения и иные.
Почему при переходе к рассмотрению состава класса инструментальных технологий мы начали обращаться к термину «данные»? Причина в следующем: информация — это то, что мы извлекаем из данных, размещенных на материальных носителях (будь то лазерный диск, будь то след на песке), посредством применения модели интерпретации. То есть, как только информация перенесена на материальный носитель, она отрывается от модели интерпретации — превращается в данные, которые каждый волен интерпретировать так, как ему угодно. Живет в городе Кострома философ В.С. Гринько, так он здраво придерживается мнения, что истинным автором текста является его читатель (потребитель). А многие специалисты в области управления знаниями давно пользуются парой терминов: информация и эксформация (exformation). При этом второй термин обозначает то, что было извлечено из данных в результате их интерпретации с применением некоторой другой модели (не той, которой располагал некто или нечто, запечатлевшее информацию). Возможно, что и носитель модели все тот же, да модель уже претерпела изменения.
Чтобы очертить круг проблем, связанных с ведением информационно-аналитической работы, уместно вспомнить индийскую притчу про слепых мудрецов, пытавшихся на ощупь определить, что же представляет собой слон. Будучи лишены возможности осуществлять сбор информации наиболее пригодными для этого средствами, сии достойнейшие мужи столкнулись с полным комплексом проблем, имеющих отношение к информационно-аналитической работе:
проблема неполноты инструментария сбора данных;
проблема наблюдаемости объекта;
проблема ограниченности объемов хранения данных;
проблема отсутствия методологии исследований;
проблема согласования тезауруса;
проблема объединения разрозненных и отрывочных сведений;
проблема несовпадения социального опыта аналитиков;
проблема ломки сложившихся стереотипов.
Кратко охарактеризуем ситуацию, в которой оказались информационно-аналитические подразделения различных государственных и коммерческих учреждений, благодаря происшедшей в 1970-90-х годах информационной революции. По мнению экспертов в области информационно-аналитической работы (ИАР), качество сведений, поступающих по различным каналам, резко понизилось. Произошло снижение доли сообщений, получаемых от первичных источников информации, а основной поток информации перешел в сферу межличностного общения (к этой категории могут быть отнесены и неофициальные расследования представителей средств массовой информации, нередко проводимые с тщательно завуалированными целями и содержащие непрогнозируемые искажения).
В интересах компенсации всех этих искажений и решения всего многообразия проблем, стоящих перед специалистами в области ИАР и разрабатываются технологии информационно-аналитической работы.
Итак, мы вполне готовы перейти к раскрытию содержания этой главы: нам известен комплекс существующих проблем, мы ознакомлены с базовыми методами ИАР (они рассматривались в предыдущих главах), основными принципами и методологическими основами организации ИАР, нам известно содержание термина «технология». Можно надеяться, что авторы предоставили достаточно веские аргументы в пользу именно такой компоновки книги. Теперь мы можем рассматривать технологии, комбинируя их описания из ссылок на уже рассмотренные (или вскользь упомянутые) методы.
- Оглавление
- К читателю
- Введение
- Глава I сущность, структура и задачи аналитики
- 1 Понятие и сущность аналитики
- 2 Структура, задачи и место аналитики в современных интеллектуальных технологиях
- 3 Аналитика как средство добывания знаний
- 4 Понятийный аппарат аналитики
- Глава II. Методология аналитической деятельности
- 1 Основные методологические системы
- 1.1 Философия, логика, семиотика
- 1.2 Естественнонаучные концепции
- 1.3 Кибернетика и системный анализ
- 1.4 Гуманитарные науки
- 1.5 Теоретические основы системного анализа как методологического ядра аналитики
- 2 Методы формализации предметной области и моделирование
- 2.1 Понятие сложной системы
- 2.2 Моделирование как метод познания
- 2.3 Вербальные или понятийные модели
- 2.4 Логико-лингвистические и семиотические модели и представления
- 2.5 Логические модели
- 2.6 Статистические, теоретико-вероятностные модели
- 2.7 Аналитические модели
- 2.8 Имитационные модели
- 3 Аналитика как интерфейс между теорией и практикой
- 3.1 Методы активизации мышления
- 3.2 Методы структурирования информации
- 3.3 Методы обработки и анализа числовых данных
- Глава III принципы организации аналитической деятельности
- 1 Ситуация в россии, проблемы и задачи информационно-аналитического обеспечения
- 2 Задачи и определение иао
- 3 Субъект информационно-аналитической работы
- 3.1 Противоречия в сфере организации иар
- 3.2 Организационные формы субъектов иар
- 3.3 Серединный путь?
- 3.4 Системы, управляемые потоком событий
- 4 Целеполагание в организационных системах
- 4.1 Базовые утверждения и определения
- 4.2 Модель иерархии целей
- 5 Методики социальных технологий а.А. Шияна
- 5.1 Теоретические основы социальных технологий
- 5.2 Человек (эксперт-аналитик) как двухкомпонентный абстрактный информационный автомат
- 6 Требования к организации информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности
- 7. Разработка организационной структуры аналитического подразделения
- Глава IV аналитические технологии
- 1 Противоречия в сфере развития средств автоматизации и информатизации иар
- 2 Технологический цикл иар
- 3 Первичная обработка имеющихся данных и анализ модельной информации
- 4 Поиск, отбор и экспресс-анализ данных
- 5 Работа с источниками текстовой информации
- 5.1 Неструктурированные текстовые данные
- 5.2 Структурированные текстовые данные
- 5.3 Взаимные преобразования различных типов данных
- 5.4 Анализ информативности источников
- 5.5 Проблема активной фильтрации сообщений
- 6 Аналитический режим потребления информации
- 6.1 Акт коммуникации и ошибки интерпретации
- 6.2 Управление элементами модели мира
- 6.3 Режимы восприятия информации
- 7 Атрибуция сообщений
- 8 Выявление неполноты, противоречивости и недостоверности информации
- 8.1 Логико-лингвистические средства анализа достоверности
- 8.2 Нетекстовые модели как инструмент верификации данных
- 9 Средства автоматизации иар
- 9.1 Средства сбора информации
- 9.2 Средства хранения данных
- 9.3 Экспертные системы
- 9.4 Системы искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных
- 9.5 Средства структурирования и визуализации данных. Электронные помощники аналитика
- 9.6 Системы гибридного интеллекта
- 9.7 Средства снижения размерности массива измерений
- 9.8 Инструментальные средства представления и доведения результатов иар
- Глава V аналитика как взвешенный подход к разработке и оцениванию управленческих решений
- 1 Проблема принятия решений
- 2 Разработка и анализ управленческих решений
- 2.1 Образование, карьера и лицо, принимающее решение
- 2.2 Концептуализация проблемы
- 2.3 Оценивание эффективности
- 2.4 Технологии прогнозирования
- 3 Методика выявления неформальных управляющих структур (центров сил) в регионах россии
- 3.1 Проблемы и противоречия в регионах россии как следствие борьбы центров сил
- 3.2 Введение в концептуальную систему
- 3.3 Методики проведения исследований
- 3.4 Экспертная система социально-экономического мониторинга, основанная на концепции центров сил
- 3.5 Показатели и алгоритмы выявления центров сил
- Заключение
- Список литературы
- Вариант организации процесса перспективного планирования на примере плана usaf-2025
- Примеры применения методик социальных технологий
- Пример аналитического разбора сообщения
- Глоссарий
- Список используемых сокращений