1.6.1. Понятия об основных геометрических объектах
Точка- одно из первичных понятий геометрии, характеризующее геометрический объект бесконечно малых размеров. О конкретной форме точки говорить нельзя. В системе прямоугольных координат Декарта точка характеризуется координатамиxиyили (x,y).
В средствах информатики точка есть объект условно малых размеров - пиксель. Это закрашенный круг или прямоугольник малых размеров (доли мм), на глаз воспринимаемый как точка.
В условном придании точке конечного размера куда больше плюсов, чем минусов. Дело в том, что точка как объект бесконечно малых размеров просто невидима глазом. А «точка» в виде кружка уже хорошо видна. Более того, размером, формой и цветом таких точек их можно легко выделять на графиках и рисунках.
Пример 1.3.Построить график двух точек с координатами (2,2) и (8,9) (рис. 1.6). Используйте для разделения запятую. Кроме того, задайте масштабы графика (в нашем случае от 0 до 10 по каждой оси). С помощью окна форматирования установите стиль и цвет точек.
Рис. 1.6. Представление в системеMathcadдвух точек и панель форматирование графика с открытой вкладкойTraces
Прямая- еще одно из первичных понятий, которому можно придать различный математический смысл. Например, прямую можно определить как линию, расстояние между двумя точками которой является кратчайшим. Иначе мы имеемкривую линию. Отрезок прямой между точкамиAcкоординатами (xA,yA) иBс координатами (xB,yB) определяет расстояние между ними. Все сказанное об идеальности и размерах точек относится и к прямым - видимая прямая состоит из условных точек конечного размера.
Пример 1.4.Построить две точки с координатами (2,2) и (8,9) и прямую линию, которая описывается уравнением y=1+(4/5)x. К уже сделанным построениям точек добавьте (после запятых) по оси x выражение x, а по оси y - выражение 1+(4/5)x. Полученный рисунок должен соответствовать показанному на рис. 1.7.
Рис. 1.7. Построение двух точек и отрезка прямой линии
Из приведенных примеров вам должно быть ясно, как можно строить графики простых фигур, добавлять их по мере необходимости и форматировать.
Треугольник- геометрическая фигура, образованная тремя отрезками прямых, соединяющих три точкиA,BиC, не расположенные на одной прямой. Сумма углов прямоугольника равна 180. Если один из углов треугольника прямой (90), то треугольник называется прямоугольным (иначе - косоугольным), если все углы равны 60, то треугольник называют равносторонним.
Квадрат- замкнутая фигура из четырех отрезков прямых равной длины, попарно пересекающихся под прямыми углами.
Прямоугольник- фигура из четырех попарно равных отрезков прямых, пересекающихся под прямыми углами. Если углы не прямые, то эта фигура образуетпараллелепипед.
Полигон- замкнутая фигура, состоящая из отрезков прямых, соединяющихNпроизвольных точек, не расположенных на одной прямой. Ранее определенные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник и параллелепипед) являются частными случаями полигона.
Пример 1.5.Используя уравнения нужного числа прямых, с помощью системыMathcadсамостоятельно постройте пару треугольников, квадрат, прямоугольник и параллелепипед.
- Новые информационные технологии
- Часть 3. Основы математики и математическое моделирование Учебное пособие
- Введение
- Глава 1. Основы компьютерной математики
- 1.1. Математика и ее средства
- 1.1.1. Аксиоматический метод и структуры математики
- 1.1.2. Компьютерная математика как часть математики
- 1.1.3. Классификация средств компьютерной математики
- 1.1.4. Структура систем компьютерной математики
- 1.1.5. Обзор систем компьютерной математики
- 1.2. Система компьютерной математикиMathcad
- 1.2.1. Состав системы Mathcad и ее запуск
- 1.2.2. Основы работы с системой Mathcad 2001
- 1.2.3. Работа с текстовым редактором
- 1.2.4. Работа с формульным редактором
- 1.2.5. Операции вывода и присваивания
- 1.2.6. Шаблоны математических операторов и символов
- 1.2.7. Ошибки и прерывание вычислений
- 1.3. Простые типы данных
- 1.3.1. Числовые данные
- 1.3.2. Вещественные числа и их форматы
- 1.3.3. Комплексные числа
- 1.3.4. Строковые данные
- 1.3.5. Символьные данные и выражения
- 1.4. Сложные типы данных
- 1.4.1. Множества и подмножества
- 1.4.2. Массивы
- 1.4.3. Векторы и матрицы
- 1.5. Константы, переменные, операторы и функции
- 1.5.1. Числовые константы
- 1.5.2. Строковые константы
- 1.5.3. Переменные
- 1.5.4. Операторы
- 1.5.5. Выражения и функции
- 1.6. Основы графической визуализации вычислений
- 1.6.1. Понятия об основных геометрических объектах
- 1.6.2. Построение графиков функций одной переменной
- 1.6.3. Построение графиков поверхностей
- 1.7. Средства программирования в системеMathcad
- 1.7.1. Задание операторов пользователя
- 1.7.2. Задание программных модулей
- 1.7.3. Особенности применения программных модулей
- Методические указания
- 2.1.2. Вычисление произведений
- 2.1.3. Вычисление пределов
- 2.3. Вычисление производных и интегралов
- 2.3.1. Определение производной и полного дифференциала
- 2.3.2. Вычисление производных
- 2.3.3. Определение интегралов
- 2.3.4. Вычисление интегралов
- 2.4. Решение уравнений и систем уравнений
- 2.4.1. Простое линейное уравнение и его решение
- 2.4.2. Решение систем линейных уравнений
- 2.4.5. Поиск всех корней степенного многочлена()
- 2.4.6. Решение систем нелинейных уравнений()
- 2.4.7. Реализация итерационных вычислений
- 2.5. Решение дифференциальных уравнений()
- 2.5.1. Основные понятия о дифференциальных уравнениях()
- 2.5.2. Решение систем оду()
- 2.5.3. Решение оду с помощью функции odesolve()
- 2.5.4. Решение жестких систем оду()
- 2.6. Решение задач оптимизации и линейного программирования
- 2.6.1. Основные понятия оптимизации
- 2.6.2. Пример оптимизации раскроя железного листа
- 2.6.3. Поиск минимума тестовой функции Розенброка
- 2.6.4. Функции maximize и minimize системы Mathcad
- 2.7. Разложение функций в ряды
- 2.7.1. Определение рядов Тейлора и Маклорена
- 2.7.2. Разложение в ряд Тейлора в системе Mathcad
- 2.7.3. Ряды Фурье()
- 2.7.4. Быстрые прямое и обратное преобразования Фурье()
- 2.7.5. Примеры преобразований Фурье()
- 2.7.6. Альтернативные преобразования Фурье()
- 2.8. Табличная интерполяция и аппроксимация
- 2.8.1. Теоретические основы интерполяции и экстраполяции
- 2.8.2. Интерполяция и аппроксимация по общей формуле Лагранжа
- 2.8.3. Полиномиальная интерполяция и аппроксимация
- 2.8.4. Кусочно-линейная и сплайновая аппроксимации в Mathcad
- 2.9. Статистическая обработка данных
- 2.9.1.Эксперименты, события и другие понятия статистики
- 2.9.2.Решение задач комбинаторики
- 2.9.3. Дискретные и непрерывные случайные величины
- 2.9.4. Законы распределения и статистические функции Mathcad
- 2.9.5. Регрессия и метод наименьших квадратов
- 2.9.6. Выполнение линейной регрессии в среде Mathcad
- 2.9.7. Полиномиальная регрессия в Mathcad
- 2.9.8. Проведение нелинейной регрессии()
- 2.9.9. Экстраполяция и предсказание
- 2.9.10. Сглаживание данных
- Методические указания
- 10 Главных вопросов
- Глава 3. Основы математического моделирования
- 3.1. Основные понятия моделирования
- 3.2. Основные виды моделей и их свойства
- 3.2.1. Основные виды моделей
- 3.2.2. Основные свойства моделей
- 3.3. Цели, принципы и технология моделирования
- 3.3.1. Цели моделирования
- 3.3.2. Основные принципы моделирования
- 3.3.3. Технология моделирования
- 3.3.4. Основные методы решения задач моделирования
- Оценка обусловленности вычислительной задачи – еще одно обязательное требование при выборе метода решения и построении математической модели.
- 3.3.5. Контроль правильности модели
- 3.4. Задачи моделирования полета камня
- 3.4.1. Постановка задачи моделирования
- 3.4.2. Концептуальная формулировка задачи
- 3.4.3. Построение математической модели
- 3.4.4. Выбор метода решения
- 3.4.5. Программная реализация модели на эвм
- 3.4.6. Проверка адекватности модели
- 3.4.7. Анализ результатов моделирования
- Методические указания
- 10 Главных вопросов
- Глава 4. Практика математического моделирования
- 4.1. Моделирование процессов на основе известных формул
- 4.1.1. Моделирование изменения параметров атмосферы
- 4.1.2. Моделирование закона Мура
- 4.1.3. Моделирование преодоления самолетом звукового барьера
- 4.2. Моделирование на основе конечно-разностных методов
- 4.2.1. Моделирование Броуновского движения частиц
- 4.2.2. Моделирование диффузии
- 4.2.3. Моделирование торможения автомобиля()
- 4.2.4. Моделирование падения парашютиста()
- 4.2.5. Моделирование генератора на туннельном диоде()
- 4.2.6. Моделирование развития и угасания эпидемии
- 4.3. Моделирование колебательных систем
- 4.3.1. Анализ линейной колебательной системы
- 4.3.2. Анализ нелинейной колебательной системы Ван дер Поля
- 4.3.3. Моделирование системы Дафинга с внешним воздействием
- 4.3.4. Хаос и моделирование аттрактора Лоренца()
- 4.4. Моделирование рассеивания альфа-частиц()
- 4.5. Моделирование биологических и экономических систем
- 4.5.1. Модель системы «хищник-жертва» Лотки-Вольтерра
- 4.5.2. Модель системы «хищник-жертва» с логистической поправкой
- 4.5.3. Модель системы «хищник-жертва» Холлинга-Тэннера
- 4.5.4. Моделирование замкнутой экономической системы
- 4.6. Моделирование на основе линейного программирования
- 4.6.1.Оптимальные экономико-математические модели
- 4.6.2. Решение задач максимизации объема продукции
- 4.6.3. Решение задач минимизации ресурсов
- 4.6.4. Решение транспортной задачи
- 4.6.5. Задачи целочисленного программирования с булевыми переменными
- 4.7. Сетевые модели в оптимизации управленческих решений
- 4.7.1. Задача поиска кратчайшего пути
- 4.7.2. Задача о распределении потоков в сетях
- 4.8. Обработка и моделирование сигналов и изображений
- 4.8.1. Основы спектрального метода моделирования сигналов
- 4.8.2. Спектральное моделирование на основе точных формул интегрирования()
- 4.8.3. Улучшенное спектральное моделирование дискретных сигналов()
- 4.8.4. Вейвлеты - новый базис представления сигналов()
- 4.8.5. Вейвлет-преобразования()
- 4.8.6. Примеры вейвлет-обработки сигнала - временного ряда()
- 4.8.7. Анализ сигналов по вейвлет-спектрограммам
- 4.9. Обработка изображений
- 4.9.1. Средства обработки изображений
- 4.9.2. Обработка монохромных изображений
- 4.9.3. Обработка цветных изображений
- 4.9.4. Функции для работы с файлами и матрицами рисунков
- 4.9.5. Вейвлет-компрессия рисунков в пакете Wavelet Extension Pack
- 4.10.1. Подготовка к работе с матричной лабораторией matlab
- 4.10.2. Имитационное моделирование и расширение Simulink
- Методические указания
- 10 Главных вопросов
- Список литературы
- Глава 1. Основы компьютерной математики 4
- Глава 2. Основы математических вычислений 50
- Глава 3. Основы математического моделирования 105
- Глава 4. Практика математического моделирования 121