1.2.3. Прикладные программные продукты в области автоматизации учета и анализа производственно-финансовой деятельности предприятия
В основу успешного решения задач учета и управления автоперевозками положен комплексный подход к автоматизации предприятий, сочетающий в себе индивидуальный подход к каждому заказчику и применение профессионального ПО для полномасштабного функционирования АИС как единой системы.
Первые АИС обеспечивали автоматизированное составление накладных на предметы материально-технического обеспечения — Bill Of Material (BOM), позднее к началу 1980-х годов — Material Require Planing (MRP) — планирование потребностей в материалах (для АТП — в запчастях). В 1984г. приняты основные положения концепции MRP II — Manufacturing Resource Planing. С одной стороны, использование систем может сократить расходы и время, затрачиваемые на изготовление продукции, что в свою очередь позволит сократить текущие расходы, запасы незавершенного производства и получить более высокоприбыльную продукцию, с другой стороны — может помочь компании организовать более своевременную доставку продукции на рынок и гибко реагировать на изменение спроса.
На рубеже 1990-х годов с развитием средств телекоммуникаций для сокращения административных работ и ускорения передачи информации стали применяться интегрированные вычислительные системы класса ERP — Enterprise Resource Planing (планирование ресурсов в предпринимательстве), которые сверх возможностей MRP II позволяли планировать все ресурсы предприятия. По сути, системы такого класса охватывают практически всю деятельность предприятия и автоматизируют ее. Последним этапом считается DEM — Dynamic Enterprise Modeling. Этот подход основной акцент делает на реинжиниринг бизнеса, на перестройку бизнес-процессов.
Сейчас на рынке в этом направлении работают все компании-поставщики комплексных систем. Этому способствуют разработанные технологии компонентного ПО, предлагаемые Microsoft (COM, DCOM) и OMG (CORBA). Такие гиганты индустрии ERP-систем, как BAAN и SAP, покупают мелкие компании и интегрируют их решения в свои продукты.
К системам класса ERP/MRP II можно отнести: R/3 (SAP), МК (Computer Associates), Baan IV (Baan), BPCS (SSA), Oracle Applications (ORACLE), MFG/PRO (QAD), Site Line (Symix) и некоторые другие. Все они имеют примерно одинаковый набор подсистем, более или менее удачно реализованный:
финансы;
производство;
снабжение и сбыт;
хранение;
техобслуживание оборудования и произведенной продукции.
На Западе процесс распространения корпоративных информационных систем (КИС) производственными процессами относительно плавен, у нас активная автоматизация АТП началась в последние годы. По некоторым прогнозам, либо отечественные предприятия перейдут на следующий уровень конкурентоспособности и внедрят у себя ERP-системы (причем достаточно быстро, пока можно получить инвестиции), либо их ждет банкротство.
В бизнесе имеются три уровня планирования и управления: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное (или оперативное). ERP-системы занимаются преимущественно двумя последними.
Задачи долгосрочного планирования — выход на новые рынки или расширение сфер влияния: строительство нового завода (или цеха), формирование классов продукции (семейство тяжелых грузовиков, например), общая привязка к источникам сырья и производственным ресурсам региона, выбор типа производства, разработка технологии и системы автоматизации. Длительность интервала планирования составляет от 3 до 5 лет.
Задачи среднесрочного планирования — удовлетворение текущего и ближайшего рыночного спроса: работа по заключенным договорам, незначительные вариации производимой продукции в рамках имеющейся технологии. Решения на этом уровне — формирование портфеля договоров, формирование договоров с субподрядными организациями, объемно-календарное планирование, незначительные изменения технологии, увольнения или наем рабочей силы. Длительность интервала планирования составляет от 3 до 18 месяцев.
Задачи краткосрочного, или оперативного, планирования — выполнение объемно-календарных планов, расчет фактической себестоимости, мониторинг производственных графиков. Решения этого уровня — формирование необходимой для каждодневной деятельности документации (наряды, приказы, отчеты и т. п.). Длительность оперативного планирования — от нескольких дней до нескольких месяцев.
Типичные задачи среднесрочного планирования и управления:
общая подготовка и организация текущего цикла (анализ рынка, маркетинговая деятельность, разработка модификаций и новых моделей продукции, формирование и анализ портфеля договоров);
планирование загрузки оборудования, потребностей в сырье и в рабочей силе;
подготовка производства (привлечение средств со стороны, размещение субзаказов и субдоговоров, закупки комплектующих и сырья, ремонт оборудования, кадровые и социально-бытовые вопросы, расчет ожидаемой себестоимости);
собственно производство основного продукта (технологическая деятельность);
реализация произведенного продукта (продажа, обмен) и расчеты с потребителями и поставщиками;
анализ прошедшего цикла производственно-хозяйственной деятельности (определение фактической себестоимости и прибыли);
государственная отчетность;
распределение прибыли (погашение или пролонгирование кредитов, сложность займов и т.п.);
принятие решения о вложении средств (определение объектов и объемов финансирования);
реализация следующего цикла производства.
Задачи, приведенные выше, не обязательно решать автоматизированно и в интегрированной системе. Поэтому есть много примеров «островной» или позадачной автоматизации на уровне предприятий. Главный недостаток такой автоматизации — сложность передачи информации от одной задаче к другой (к скорости и к правильности). Много затрат требует маршрутизация, верификация, доставка информации в нужное место и в нужное время. Это замедляет и ухудшает качество принимаемых управленческих решений настолько, что в современных условиях применение позадачной автоматизации нецелесообразно. Ведь убыстрение и улучшение качества управленческих процессов — это одно из важных преимуществ в конкуренции, вид интенсификации деятельности предприятия. Приходится решать параллельно много задач на основе одной и той же информации, и требуется определенный темп решения этих задач: например, подводить баланс в течение месяца недопустимо, так как в результате на этот самый месяц могут быть отложены важнейшие для предприятия управленческие решения. Поэтому решение указанных выше задач в интегрированной среде — насущная необходимость, и именно этим занимаются ERP-системы.
Архитектура ERP-системы представлена на рис. 1.7.
Вся производственная деятельность на предприятии, как правило, территориально распределена, учитывается централизованно и использует единую информацию. Поскольку, как было указано, эта деятельность разворачивается в рамках среднесрочного и краткосрочного (оперативного) планирования и управления, регистрацию производственно-хозяйственных операций необходимо выполнять в течение одной смены.
Рис. 1.7. Архитектура ERP-системы
В общем случае транспортироваться могут не только документы, но и непосредственно показания приборов и датчиков, причем в реальном масштабе времени. Базовая ERP-система всегда «общается» с техническим процессом через людей (давая им задания и регистрируя их отчеты), а не напрямую. Теоретически можно настроить систему проводок так, что будет учитываться даже, например, расход энергоносителей при совершении какой-либо операции, в том числе по выполнению транспортировки продукции. Для этого должен быть заведен соответствующий счет в плане счетов и описаны необходимые проводки. Конечно, для этого нужны высокопроизводительные аппаратные и коммуникационные средства. Но важно провести водораздел между классическими ERP-системами и системами, которые могут из них получиться в результате доработок (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Структурная схема оперативного документооборота предприятия
Обычно от фирмы-производителя приходит базовый комплект прикладных компонент, который при внедрении системы подвергается настройке или, если ее недостаточно, изменению. Изменение компонента контролируется специальной подсистемой управления версиями.
Система MRPII постоянно эволюционирует и совершенствуется. В каждый момент времени в концепциях MRP II/ERP можно условно выделить три слоя.
В первом слое находятся те методы и средства, которые проверены практикой и закреплены в виде стандартов.
Второй слой составляют достаточно устойчивые, часто применяемые методы и приемы, которые, однако, не носят обязательного характера. Эти методы и приемы можно обнаружить при более глубоком анализе функциональных структур. В качестве примеров можно привести методологию скользящего планирования в MPS/MRP, алгоритмы образования партий в MRP, правила приоритетов в SFC и др.
Этот слой, жестко не регламентируемый, тем не менее, представляет собой довольно стройную систему взаимосвязанных методов.
К третьему слою идей и методов MRP II/ERP следует отнести то новое, что вносят в свои базовые системы фирмы-производители программных продуктов. Реализованные на их основе новые АИТ представляют собой «ноу-хау» фирм-разработчиков. Как правило, именно в этом слое можно обнаружить значительные отличия в продуктах различных фирм. Некоторые из новых технологий в состоянии оказывать серьезное влияние на эффективность построения крупных информационных систем.
Видное место среди идей и методов систем MRPII/ERP принадлежит специально разработанным методикам внедрения систем. В западных странах сложилось устойчивое представление о том, в какой последовательности и какими методами следует внедрять системы типа MRPII/ERP. Тщательное планирование проектов по внедрению, организация деятельности коллективов, упор на переподготовку персонала всех уровней (особенно высшего уровня) — вот далеко не полный перечень условий достижения положительных результатов. Наличие мощной инфраструктуры и методологии построения систем способствовало в итоге достижению высокого уровня эффективности при внедрении систем управления типа MRPII/ERP на промышленных предприятиях. По некоторым оценкам внедрение подобных систем способно привести к сокращению запасов на 8—30%, росту производительности труда на 8 — 27 %, возрастанию количества заказов, выполненных в срок, — на 7-20%.
- Кафедра "Организация автомобильных перевозок и дорожного движения"
- Содержание
- 5.Информационно-навигационные системы управления подвижным составом 61
- Л и т е р а т у р а 79
- Введение
- 1. Функциональные подсистемы аис на автотранспортных предприятиях
- Подсистема управления перевозками
- Подсистема плановых и аналитических расчетов
- 1.2.1. Описание основных информационных потоков в подразделениях атп
- 1.2.2. Комплексы задач обработки путевых листов и товарно-транспортной документации
- 1.2.3. Прикладные программные продукты в области автоматизации учета и анализа производственно-финансовой деятельности предприятия
- 1.3. Автоматизированные информационные системы и их классификация
- 1.4. Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- 1.5. Автоматизированное рабочее место – средство автоматизации работы конечного пользователя
- Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 2.1. Структурная и функциональная организация аис и аит
- 2.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 2.3. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- 2.4. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- Информационное обеспечение эис и технологий
- 3.1. Документация и технология ее формирования
- 3.2. Технология применения электронного документооборота
- 3.3. Состав и организация внутримашинного информационного обеспечения
- 3.4. Автоматизированные банки данных, информационные базы, их особенности
- 3.5. Этапы создания базы и банка данных
- 3.6. Базы знаний
- Технологическое обеспечение эис и арм конечного пользователя
- 4.1. Понятие, цели и задачи технологического обеспечения
- 4.2. Диалоговый режим автоматизированной обработки информации
- 4.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- 4.4. Технология обработки текстовой информации
- 4.5. Технология обработки табличной информации
- 4.6. Интегрированные пакеты для офисов
- 4.7. Системы управления базами данных
- 4.8. Технология использования экспертных систем
- 4.9. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных
- 4.10. Нейросетевые технологии в финансово-экономической деятельности
- Информационно-навигационные системы управления подвижным составом
- Назначение и область использования систем определения местоположения
- Технологические принципы реализации омп в локальных и зональных аис атп
- Анализ возможностей существующих систем спутниковой навигации и связи
- Сравнительные характеристики ссс
- Характеристики аппаратуры связи инс
- Л и т е р а т у р а