1.3. Автоматизированные информационные системы и их классификация
В научно-технической литературе часто используются термины «система», «система управления», «автоматизированная система управления», «автоматизированные информационные системы».
Слово «система» происходит от греческого systema, что означает целое, составленное из частей или множества элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
Понятие «система» имеет широкую область применения.
Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.
В соответствии с этим определением практически каждый экономический объект можно рассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании к достижению определенной цели, В качестве примера можно назвать систему образования, энергетическую, транспортную, экономическую и др. Для системы характерны следующие основные свойства:
• сложность;
• делимость;
• целостность;
• многообразие элементов и различие их природы;
• структурированность.
Сложность системы зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности.
Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.
Целостность системы означает, что функционирование множества элементов системы подчинено единой цели.
Многообразие элементной системы и различия их природы связано с их функциональной специфичностью и автономностью. Например, в материальной системе объекта, связанной с преобразованием вещественно-энергетических ресурсов, могут быть выделены такие элементы, как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, запасные части, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы.
Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.
Управление - важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории).
Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются сбор информации о состоянии объекта управления и её анализ, прогнозирование и планирование, регулирование и контроль.
Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.
Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой.
Экономическая информационная система (ЭИС) - это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решении.
Создание АИС способствует повышению эффективности производства экономического объекта и обеспечивает качество управления. Наибольшая эффективность АИС достигается при оптимизации планов работы предприятий, фирм и отраслей, быстрой выработке оперативных решений, четком маневрировании материальными и финансовыми ресурсами и т.д. Поэтому процесс управления в условиях функционирования автоматизированных информационных систем основывается на экономико-организационных моделях, более или менее адекватно отражающих характерные структурно-динамические свойства объекта. Адекватность модели означает, прежде всего ее соответствие объекту в смысле идентичности поведения в условиях, имитирующих реальную ситуацию, поведение моделируемого объекта в части существенных для поставленной задачи характеристик и свойств.Безусловно, полного повторения объекта в модели быть не может, однако несущественными для анализа и принятия управленческих решений деталями можно пренебречь. Модели имеют собственную классификацию, подразделяясь на вероятностные и детерминированные, функциональные и структурные. Эти особенности модели порождают разнообразие типов информационных систем.
Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков:
сфера функционирования объекта управления;
вид процессов управления;
уровень в системе государственного управления.
По сфере функционирования объекта управления различают: АИС промышленности; АИС сельского хозяйства; АИС транспорта; АИС связи, т. д.
По видам процессов управления автоматизированные информационные системы подразделяются на:
АИС управления технологическими процессами — это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.
АИС организационного управления, для которых объектом управления служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности: банковские АИС; АИС фондового рынка; финансовые АИС; страховые АИС; налоговые АИС; АИС таможенной службы; статистические АИС; АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.
АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС организационного управления.
АИС научных исследований.
Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.
В соответствии с третьим признаком классификации выделяют: отраслевые; территориальные; межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего — более высокого уровня иерархии.
Определяя АИС как совокупность специалистов, средств вычислительной и другой техники, математических методов и моделей, интеллектуальных продуктов, а также способов и порядка взаимодействия указанных компонентов, следует подчеркнуть, что главным звеном и управляющим субъектом в перечисленном комплексе элементов был и остается по сей день человек, специалист. Однако современные специалисты, работающие в компьютерной среде, отличаются от тех, которые трудились десять лет назад, когда преобладающей была технология централизованной обработки информации в условиях вычислительных центров. Прежде всего, в нынешних условиях функционирования новых информационных технологий нет четкого различия между экономистом-пользователем системы, постановщиком задач, оператором, программистом, представителем обслуживающего технического персонала, как это было раньше. Более того, рухнула непреодолимая до недавнего времени стена между разработчиком и пользователем АИС. Сегодня существуют готовые инструментальные программные средства, которые позволяют методом интерпретации быстро разрабатывать собственные программно-ориентированные продукты — пакеты прикладных программ. Для этого нужно быть прежде всего хорошим специалистом в своей области и в меньшей степени владеть программированием. В помощь пользователю все активнее внедряется объектно-ориентированный подход, который позволяет специалисту работать с теми же разновидностями первичных документов, что и до внедрения АИС.
Кроме компьютеров к техническим средствам АИС относят средства связи (телекоммуникации) и оргтехнику (телефон, факс и т.п.).
- Кафедра "Организация автомобильных перевозок и дорожного движения"
- Содержание
- 5.Информационно-навигационные системы управления подвижным составом 61
- Л и т е р а т у р а 79
- Введение
- 1. Функциональные подсистемы аис на автотранспортных предприятиях
- Подсистема управления перевозками
- Подсистема плановых и аналитических расчетов
- 1.2.1. Описание основных информационных потоков в подразделениях атп
- 1.2.2. Комплексы задач обработки путевых листов и товарно-транспортной документации
- 1.2.3. Прикладные программные продукты в области автоматизации учета и анализа производственно-финансовой деятельности предприятия
- 1.3. Автоматизированные информационные системы и их классификация
- 1.4. Автоматизированные информационные технологии, их развитие и классификация
- 1.5. Автоматизированное рабочее место – средство автоматизации работы конечного пользователя
- Методика создания автоматизированных информационных систем и технологий
- 2.1. Структурная и функциональная организация аис и аит
- 2.2. Проектирование: стадии и этапы создания аис и аит
- 2.3. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- 2.4. Роль пользователя в создании аис и аит и постановке задач
- Информационное обеспечение эис и технологий
- 3.1. Документация и технология ее формирования
- 3.2. Технология применения электронного документооборота
- 3.3. Состав и организация внутримашинного информационного обеспечения
- 3.4. Автоматизированные банки данных, информационные базы, их особенности
- 3.5. Этапы создания базы и банка данных
- 3.6. Базы знаний
- Технологическое обеспечение эис и арм конечного пользователя
- 4.1. Понятие, цели и задачи технологического обеспечения
- 4.2. Диалоговый режим автоматизированной обработки информации
- 4.3. Сетевой режим автоматизированной обработки информации
- Классификация сетевых технологий
- 4.4. Технология обработки текстовой информации
- 4.5. Технология обработки табличной информации
- 4.6. Интегрированные пакеты для офисов
- 4.7. Системы управления базами данных
- 4.8. Технология использования экспертных систем
- 4.9. Интегрированные технологии в распределенных системах обработки данных
- 4.10. Нейросетевые технологии в финансово-экономической деятельности
- Информационно-навигационные системы управления подвижным составом
- Назначение и область использования систем определения местоположения
- Технологические принципы реализации омп в локальных и зональных аис атп
- Анализ возможностей существующих систем спутниковой навигации и связи
- Сравнительные характеристики ссс
- Характеристики аппаратуры связи инс
- Л и т е р а т у р а