logo
ИСТ / AIC_Lectures

3.2. Технология применения электронного документооборота

Большое значение при изучении информационных потоков придается правильной организации документооборота, т.е. по­следовательности прохождения документа от момента выполне­ния первой записи до сдачи его в архив. Документ, как правило возникает в ходе выполнения каких-то производственно-хозяйственных операций, в различных подразделениях эконо­мического объекта. В его составлении могут участвовать раз­личные исполнители многих подразделений. Этим и объясняет­ся сложность документооборота. Обычно здесь преобладают ручной способ формирования документа, низкая степень меха­низации и автоматизации при его составлении. Все это усложняет документооборот и увеличивает сроки обработки.

По оценкам специалистов, в мире ежедневно появляется более миллиарда новых документов. В основном это текстовая информа­ция, и лишь 10 % — это документы, приспособленные для даль­нейшей автоматизированной обработки. Это свидетельствует о не­обходимости организации на предприятиях электронного документооборота. Критериями выбора систе­мы автоматизации документооборота являются масштабы предпри­ятия, степень технической и технологической подготовки в области компьютерной обработки, структуре управления, наличие или от­сутствие других систем автоматизации управления.

Малые и средние предприятия с небольшим объемом докумен­тооборота, имеющие один или несколько компьютеров, могут ис­пользовать для автоматизации документооборота достаточно ши­роко распространенные и удобные текстовые редакторы. Малые и средние предприятия с большим объемом документооборота, а также все крупные предприятия должны использовать специализированные системы управления документооборотом.

Особое внимание оптимальной организации документооборота должны уделять предприятия с очень большим объемом докумен­тов, где наиболее рациональным является создание собственной системы документооборота специалистами самого предприятия или по индивидуальному заказу специализирующейся фирме. Лю­бая система должна пройти специальную сертификацию и тестиро­вание, обеспечивающие защиту от потери, хищения и умышленной порчи документов.

Технический прогресс в области развития средств вычисли­тельной техники и передачи данных, организация вычислительных сетей в настоящее время позволяют существенно изменить подход к автоматизации потоков информации и документопотоку.

Прежде всего следует отметить значительную роль ПЭВМ в формировании первичных документов, самой трудоемкой опера­ции в процессе обработки информации.

Стало традиционным явлением, когда при использовании про­ектов компьютерной обработки экономических задач на предпри­ятиях (организациях, фирмах, банках) с помощью ПЭВМ форми­руются платежные поручения, приходные (расходные) кассовые ордера, накладные, счета-фактуры и другие первичные доку­менты.

При использовании вычислительных сетей происходят значительные изменения и в документообороте. Так, система «клиент — банк» изменяет способы общения пользователя с банком, позволя­ет ему решать свои задачи, минуя операциониста и не выходя из своего офиса. Наличие ноутбуков позволяет современному бизнес­мену осуществлять платежи практически в любом месте, где есть телефонная связь. Разработана и постоянно развивается система расчетов клиентов с банком при помощи специальных средств: пластиковых карточек VISA, Eurocard, Master Card, пластиковых денег (SТВ САRD и др.), обеспечивающих денежное обращение с помощью системы электронных безналичных расчетов в торговле, сервисном обслуживании. Новейшие платежные системы находят все большее применение и в Белоруссии.

Для осуществления взаиморасчетов между различными страна­ми в 1975—1976 гг. была создана система международных банков­ских телекоммуникаций SWIFT, объединяющая банки многих стран. Каждый банк берет на себя обязательства установить соот­ветствующее оборудование, факсимильную связь, использовать единую систему классификаций и защиты информации. Мощность установленного оборудования обеспечивает перевод более 1000 до­кументов в сутки.

Совершенствование документооборота происходит на основе систем электронной почты и электронной подписи, что значитель­но повышает эффективность банковских операций.