logo search
СетеваяЭкономика2013 / Сетевая экономикаГалкинКарповский

Лекция 1 История и перспективы развития cетевой экономики

Предпосылки развития сетевой экономики

Активное использование сети Интернет для коммерческих целей продолжается уже более 15 лет, и к настоящему времени сформировались такие общепринятые экономические термины как: электронный бизнес (e-business), электронная коммерция (e-commerce) и электронный маркетинг (e-marketing), в целом являющиеся составляющими новой глобальной сетевой экономики.

Базой для создания и развития глобальной сетевой экономики являяется сеть Интернет, представляющая собой новую электронную среду и электронные связи индивидуальных и корпоративных пользователей. Интернет является одновременно и причиной, и результатом возникновения этого нового вида экономики, продуктом фундаментальных технологических и экономических изменений, приведших к ее рождению, а также ее средой и рынком. В силу исключительной роли Интернета сетевую экономику часто называют Интернет-экономикой.

В сетевой экономике происходят существенные изменения базовых отношений и моделей ведения бизнеса: от господства в них производителя, а затем посредника – к главенствующей роли потребителя; от массового производства – к изготовлению на заказ; от ценности материальных ресурсов и активов – к ценности информации, знаний и интеллекта.

Растущая роль информационных технологий оказывает влияние на все виды экономической деятельности. Страны новаторы достигли больших успехов в использовании Интернет-технологий и развитии электронной коммерции.

Как и любая сложная система, Интернет имеет свой цикл развития.

Интернет – экономика, по мнению аналитиков, переживет массовые банкротства первого периода своего развития и к 2020 г. достигнет уровня 20 триллионов долларов, что вдвое превосходит нынешний валовый национальный продукт США.

Страны с переходной экономикой, в том числе и Россия, страны СНГ, страны Восточной Европы) могут использовать опыт успехов и неудач первооткрывателей, не повторяя их ошибок. По данным Министерства связи РФ, ежемесячный оборот электронной торговли в России в первом полугодии 2001 года составил $700 тыс., что в два раза превышает показатели января - июня 2000 года. Рост объема электронной торговли является прямым следствием увеличения в России числа пользователей сети Интернет - к концу 2003 года их было более 17 млн. человек.