logo
СетеваяЭкономика2013 / Сетевая экономикаГалкинКарповский

Лекция 2 Основы организации рынка в сетевой экономике

Типы электронного рынка

Электронный бизнес осуществляется на нескольких типах рынка:

В общепринятых аббревиатурах, приведенных выше, использованы первые буквы наименования взаимодействующих на рынке субъектов: Bussines (Дело, Предприятие), Consumer (потребитель), Customer (Заказчик, покупатель), Goverment (Правительство), Everybody (любой субъект, кто-либо, каждый) Число 2, разделяющее сокращенные обозначения субъектов, символизирует взаимодействие.

Объективной реальностью является одновременное существование традиционных и электронных форм бизнеса, а для отдельно взятого предприятия или фирмы – необходимость ведения бизнеса как в традиционной, так и в новой сетевой форме.

Когда производитель, наряду с продажей товаров через традиционных участников цепи (дистрибьюторов или массовых торговцев), решает предложить их клиенту напрямую через сеть, ему необходимо создать системы, которые позволили бы стратегии электронного бизнеса работать эффективно, и соединить их с традиционными операциями.

Поэтому важной проблемой является соотношение традиционного и электронного видов бизнеса (рис. 2.1).

На рис. 2.1. показано, что традиционный и электронный бизнес могут быть интегрированы в разной степени – от параллельного ведения дела до практически полного слияния всех процессов в рамках электронного бизнеса.

Сетевая технология на базе Интернет, позволяющая осуществить тесное взаимодействие партнеров по бизнесу, получила наименование Extranet. В сети Extranet каналы взаимодействия партнеров изолированы от общего информационного пространства сети Интернет, а каждый из партнеров открывает друг другу частичный доступ к своей информационной системе через сеть Интернет.

Традиционный бизнес – компания производит товары и продает их по традиционным каналам.

Традиционный бизнес с параллельной частью в электронном бизнесе, например, продажа в магазинах и предложение каталога в сети.

Традиционный бизнес с некоторой степенью интеграции в сеть, например, продажа через дистрибьюторов. Некоторые поставщики соединены по сети Extranet.

Традиционный бизнес с интенсивной интеграцией электронной деятельности, например, продажа через дистрибьюторов и сеть. Все поставщики соединены по сети Extranet.

Традиционный бизнес становится электронным: товары/услуги поставляются электронным способом.

Рис. 2.1.Соотношение традиционного и электронного видов бизнеса

Выгоды электронного бизнесадля компании можно сформулировать следующим образом:

  1. Электронный бизнес расширяет границы рынка. Даже с небольшим капиталом компания может обслуживать клиентов в глобальном масштабе. Стал классическим пример, когда в 1997 г. корпорация Boeing выбрала своим поставщиком маленькую венгерскую фирму, которая смогла не только качественно выполнить заказ авиастроительного гиганта, но и поставить оборудование в срок и по более низкой цене. Возможным этот контакт сделал электронный тендер, объявленный в сети Интернет.

  2. Электронный бизнес снижает издержки получения, обработки и хранения информации, тем самым снижая административные расходы.

  3. Электронный бизнес позволяет компаниям осуществлять узкую специализацию.

  4. Электронный бизнес позволяет существенно снизить накладные расходы за счет уменьшения запасов. Производство начинается после получения конкретного запроса клиента.

  5. Кастомизация (ориентация на конкретного потребителя) электронного бизнеса делает возможным производство на заказ, тем самым усиливая конкурентные преимущества компании.

  6. Ускорение бизнес-процессов позволяет существенно повысить производительность всех сотрудников компании.

  7. Возможность интерактивности и совместимости информационных систем покупателя и продавца при работе в реальном масштабе времени позволяют предприятиям оперативно решать многие проблемы (например, назначать цены) в реальном времени.

  8. Технологии электронного бизнеса позволяют повысить оперативность взаимодействия с клиентами, возможность работать одновременно с большим количеством клиентов, возможность параллельного общения с клиентами.

  9. Кроме этого к выгодам можно отнести расширение возможности партнерств, установление долгосрочных отношений с поставщиками и клиентами, расширение доступа к информации и т.д.

Для потребителей электронный бизнес несет следующие выгоды:

  1. Круглосуточное обслуживание в любое удобное для потребителя время, без перерывов и выходных

  2. Расширение выбора товаров, поставщиков, цены, качества и других параметров.

  3. Возможность получения подробной и своевременной информации.

  4. Возможность сравнения предложений и обмена информацией с другими потребителями.

  5. Электронный бизнес имеет определенные выгоды и для общества в целом:

  6. Возможность работать и совершать покупки не выходя из дома может снизить транспортные потоки и связанные с ними проблемы.

  7. Возможность приобретения товаров по более низким ценам увеличивает качество жизни граждан.

  8. Жители сельской местности по возможностям доступа к товарам, услугам и информации приближаются к жителям крупных городов.

  9. Электронный бизнес обеспечивает доступ к различным общественным услугам, например таким, как образование.