Формы взаимодействия участников рынка: электронные торговые площадки
Особую роль в системах электронного бизнеса играют электронные торговые площадки (e-marketplaces), обеспечивающие взаимодействие корпоративных информационных систем предприятий по модели B2B (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Связь предприятий посредством торговой площадки
Торговые площадки имеют структуру, показанную на рис 6.4, и обеспечивают несколько основных функций. Первая функция – это предоставление сведений поставщикам и потребителям на общей аппаратной и программной платформе, посредством которой торговые компании обеспечивают друг друга необходимой информацией и выполняют транзакции. Другая функция – предоставление сервисов, таких как возможности on-line оплаты, логистики и динамической торговли. Еще одна функция торговых площадок – предоставление механизмов лимитирования, бюджетирования, кредитования и накопительных скидок.
В настоящий момент электронные торговые площадки находятся в стадии бурного развития. Рассмотрим более подробно типы электронных торговых площадок, модели организации, особенности управления и примеры.
Электронные торговые площадки развиваются в двух основных направлениях, ориентируясь либо на узкоотраслевые, либо на межотраслевые процессы, образуя соответственно либо вертикальные, либо горизонтальные сообщества. Горизонтальные сообщества охватывают разные отрасли, предлагая решения по автоматизации функциональных процессов (финансового учета, логистики, обслуживания и ремонта, работы с кадрами и других).
В зависимости от того, кто является организатором электронных торговых площадок, последние подразделяются на три типа:
управляемые покупателями (buyer-driven);
управляемые продавцами (supplier-driven или seller-driven);
управляемые третьей стороной (third-party-driven).
Обычно возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в конкретной отрасли.
Рис.6.4. Технологии электронного бизнеса (Торговая площадка)
Площадки, управляемые покупателями, создаются одной или несколькими крупными компаниями для привлечения множества компаний-поставщиков в целях оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок. Площадки, управляемые продавцами, создаются крупными продавцами, которые играют активную роль менеджеров торговых площадок. Площадки, управляемые третьей стороной, призваны свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса. Нейтральным посредникам легче объединить конкурирующих между собой участников рынка.
Формы организации электронных торговых площадок также могут быть различными. Современные участники рынка электронных торговых площадок используют одну или несколько из четырех основных моделей их организации – это каталог on-line, аукцион, биржа и сообщество. Каталог on-line (on-line catalog) получен не простым переводом информации из традиционных каталогов в электронный формат, а использует все преимущества сети Интернет и современных технологий для поиска и анализа необходимых данных. С помощью такого каталога покупатели могут сравнивать товары сразу по нескольким параметрам, включая цену, даты поставки, гарантии, информацию по обслуживанию и т.д. Электронные каталоги расширяют рынок для продавцов, одновременно повышая эффективность доступа покупателей к товарам и их поставщикам.
Аукцион (auction) отличается от каталога on-line тем, что цена здесь не фиксирована, а устанавливается во время торгов.
Биржа (exchange) – электронная торговая площадка, где цена регулируется спросом и предложением и может существенно меняться. Биржи позволяют компаниям торговать анонимно, что немаловажно, например, в энергетической промышленности, где огласка может повредить конкурентоспособной позиции покупателя и продавца и повлиять на цены. Сообщество (сommunity). Это Интернет-площадки, которые собирают вместе потенциальных покупателей и продавцов на базе общего профессионального интереса. Как правило, они представляют собой информационные порталы, обеспечивающие компании необходимой информацией. Они содержат промышленные новости, результаты маркетинговых исследований, информацию по состоянию рынка, списки вакансий, а также позволяют вести непосредственное общение участников или с помощью доски объявлений.
Процесс создания и развития электронных торговых площадок достаточно сложен, поэтому для их обслуживания требуются менеджеры, которые для успешной работы должны хорошо понимать динамику отрасли, состав рыночных игроков, а также владеть современными информационными технологиями и стандартами.
В настоящее время существуют компании-провайдеры решений в области электронного бизнеса, которые обеспечивают технологическую инфраструктуру торговых Интернет-площадок и принимают непосредственное участие в их создании и поддержке.
Технологии и решения для создания систем электронного бизнеса разрабатывают ведущие поставщики системного и прикладного программного обеспечения, такие как Oracle, SUN Microsystems, Microsoft, SAP AG, IBM и другие.
- Лекция 1 История и перспективы развития cетевой экономики
- Основные понятия и модели электронного бизнеса
- Электронный и традиционный рынок
- Контрольные вопросы к лекции № 1
- Лекция 2 Основы организации рынка в сетевой экономике
- Электронный бизнес и стратегия компании
- Особенности маркетинга на электронном рынке
- Контрольные вопросы к лекции № 2
- Лекция 3 Электронный формат товаров и услуг в Интернет
- Виды электронных продуктов
- Проблема качества электронных продуктов
- Стратегии создания новых товаров в сети Интернет
- Услуги на электронном рынке
- Финансовые услуги
- Туристические услуги в сети Интернет
- Образовательные услуги в Интернет
- Контрольные вопросы к лекции № 3
- Контрольные вопросы к лекции № 4
- Каковы основные требования к платежным системам?
- Назовите основные формы расчетов в электронных платежных системах.
- Лекция 4000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 5 Ценообразование и распределение товаров в сети Интернет
- Контрольные вопросы к лекции № 5
- Лекция 6 Модели взаимодействия участниковэлектронного рынка
- Формы взаимодействия участников рынка: электронные торговые площадки
- Сегментация электронного рынка в сетевой экономике
- Модели получения доходов в электронной коммерции в2в
- Контрольные вопросы к лекции № 6
- Классификация и принципы использования Web-сайтов в электронном бизнесе
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8 Технологии электронного обмена документами в сетевой экономике
- Контрольные вопросы к лекции № 8