logo
СетеваяЭкономика2013 / Сетевая экономикаГалкинКарповский

Электронный бизнес и стратегия компании

Электронный бизнес, Интернет и информационные технологии не являются панацеей, способной решить все проблемы компании. Решения относительно выхода в Интернет и использования той или иной модели электронного бизнеса принимаются компанией или организацией на основе обоснованной стратегии.

Существенна в этом процессе роль высшего руководства компаний. На начальных этапах развития сети Интернет и электронного бизнеса все решения, связанные с выходом компании в сеть, принимались специалистами по информационным технологиям. Часто в компаниях оставался без ответа вопрос, кто же несет ответственность за деятельность компании в сети.

На современном этапе развития электронных рынков ясно, что решения по выходу компании в Интернет и ведению on-line деятельности относятся к классу стратегических и должны приниматься высшим руководством компании.

Интернет-стратегия компании является частью общей маркетинговой стратегии, она обосновывает использование данной компанией средств и возможностей Интернет для достижения своих стратегических целей. Выход в Интернет не может объясняться модой или тем, что все компании используют электронный бизнес. Компания должна иметь веские причины для такого решения. К таким причинам можно отнести:

Компании, уже использующие Интернетв своей деятельности, можно разделить на несколько категорий в зависимости от причин и целей использования электронного бизнеса:

  1. Компании, стремящиеся получить дополнительный доход от продажи физических или электронных товаров и услуг. Это могут быть продавцы физических товаров, занимающиеся торговлей по каталогам или розничной торговлей, которые решают распространять каталоги через Интернет, предоставлять информацию о своих товарах, получать заказы и т.п. Продавцы самых разных услуг, включая информационные, финансовые, бизнес-услуги, образования и развлечения, могут предлагать их как на реальном физическом рынке, так и на электронном. К этой же категории можно отнести посредников, обеспечивающих структуру рынка (посредников в определенных отраслях бизнеса, аукционеров и т.п.).

  2. Компании, стремящиеся снизить издержки и сократить время совершения сделки в самых разных областях бизнеса:в области распределения товаров, управления отношениями с клиентами, создания новых товаров, распространения информации, оборачиваемости фондов.

  3. Компании, стремящиеся создать или укрепить свои торговые марки, используют Интернет для рекламы/продвижения, осуществления постоянного контакта с клиентами, распространения информации о новых товарах, изменения политики организации, осуществления обсуждения между клиентами и другими заинтересованными аудиториями, осуществления постоянного диалога с потребителями в рамках системы установления долгосрочных отношений с клиентами компании.

Среди компаний, осуществляющих всю свою деятельность через Интернет, также есть организации, преследующие разные цели.Это компании, занимающиеся розничной торговлей в сети Интернет (e-tailing), компании, предлагающие в сети различные услуги, посредники, обеспечивающие подбор бизнес-партнеров, компании, предлагающие помощь и поддержку для работы в Интернет (порталы, поисковые системы), компании, занимающиеся строительством web-сообществ, компании, созданные вокруг нового электронного товара или услуги.