logo search
AUTIZM_sbornik_dlja_specialistov

Составление и использование расписаний и таблиц

Многим детям с расстройствами аутистического спектра необходимо знать, что происходит в данный момент, и что будет происходить далее. Они трудно справляются с изменениями, а неожиданные события и отмены каких-либо мероприятий могут вызывать стресс. Они испытывают трудности в самоорганизации и могут испытывать чрезмерное беспокойство, столкнувшись с неизвестным. Ребенок, видящий перед собой распорядок дня в школе в виде картинок или слов, чувствует себя намного спокойнее.

При составлении расписаний можно использовать фотографии, символы, рисунки или слова, в зависимости от уровня понимания ребенка. Здесь значимо то, что такие расписания дают четкую, недвусмысленную информацию. Ребенок не получает слишком много информации за один раз. Расписание может быть составлено в виде перечня занятий на листе бумаги или представлено в ряд на полоске картона. Также можно использовать табличное расписание для разложения школьного дня или одного занятия на выполнимые этапы.

Составление расписания для ребенка дошкольника

Для детей дошкольного возраста при составлении расписания лучше подойдут понятные символы или линейные рисунки. Первое, что необходимо сделать, это обучить ребенка значению символов. Это может занять несколько недель, поэтому следует начинать с самого простого расписания и следовать ему изо дня в день.

Более крупные варианты символов должны быть развешаны в тех местах, которые они означают. Так, символ, означающий игровую площадку, можно повесить на выходе, а символ туалета – у туалета.

Фотографии основных занятий располагайте на картоне в ряд сверху вниз или слева направо. Для детей, которые любят рассматривать фотографии, можно сделать фотографии их самих за этими занятиями вместо использования символов (или в добавление). При этом удостоверьтесь, чтобы фотографии были понятными и недвусмысленными. Полезно завести небольшую коробочку или карман для складывания использованных карточек.

К примеру для обозначения таких понятий как «игра на улице» и «игра в помещении» используйте рисунки с любимой игрушкой или любимым занятием, с которыми связано это время.

В начале занятия покажите ребенку его расписание, которое должно находиться на стене без отвлекающих предметов рядом. Поначалу говорите с ребенком только о верхнем символе. Когда он начнет понимать расписание, то можно указывать на все символы и говорить, что они значат.

Возьмите символ, обозначающий первое занятие и перенесите его в место, где проходит данное занятие. Сверьте его с крупным символом, находящимся в том месте. Когда занятие закончено, вернитесь с ребенком к расписанию. Опустите символ в коробку или карман со словами «закончено» или «сделано». Затем вы берете следующий символ, показываете его ребенку, озвучиваете его, например, «работа», и направляетесь с символом в место, отведенное для данного занятия, сопоставив его с крупным символом.

Если ввиду непредвиденных обстоятельств занятие меняется, то необходимо как можно скорее изменить и символ в расписании. Также поставьте большой красный крест на соответствующем крупном символьном обозначении, чтобы показать ребенку, что определенное занятие отменено.

Многие дети с расстройствами аутистического спектра, обучаясь в общеобразовательной начальной школе, неплохо справляются без расписания. Они следуют другим детям и не хотят отличаться от других. Однако, если случаются изменения в течение обычного дня, то это может вызвать у них беспокойство, им становится трудно сосредотачивать внимание. Они становятся трудноуправляемыми и отвлекают других детей в классе. Учителя могут избежать подобных ситуаций с помощью расписания, которое вывешивается на доске при входе. Если в последнюю минуту происходят какие-то изменения, то их легко внести, и ребенок будет знать, что происходит. Расписание может также помогать и другим учащимся в классе.

При обучении навыкам самостоятельности можно использовать перечни с инструкциями. Например, ниже приводится перечень инструкций для детей, которые умеют читать. Их проблема в том, что они путаются в процессе мытья рук: забывают поднять рукава, открывают кран, и рукава промокают. А также они забывают ополоснуть руки от мыла, перед тем как выключить кран и высушить их.

Инструкция по мытью рук:

  1. Поднять рукава.

  2. Открыть кран.

  3. Смочить руки.

  4. Взять мыло.

  5. Положить мыло обратно.

  6. Ополоснуть руки.

  7. Закрыть кран.

  8. Высушить руки.

  9. Опустить рукава.

Инструкции необходимо проходить с взрослым несколько раз, чтобы удостовериться в том, что ребенок знает, что делать, что инструкции четкие и недвусмысленные. Составление четких пошаговых инструкций для ребенка, который сам вряд ли догадается заполнить очевидные пропуски, может быть задачей непростой. Такие инструкции могут быть в помощь и другим детям.

Когда вы только вводите структурированное обучение, то можно поощрять учащегося с РАС за каждое выполненное задание. Поощрение не должно сильно отвлекать и занимать много времени. Это могут быть, например, мыльные пузыри. Более крупное вознаграждение делается в конце, после выполнения всех заданий.

Такая система лучше всего подходит при обучении новым навыкам детей дошкольного возраста. После того как ребенок усвоит новый навык, предоставьте ему возможность поупражнять его вместе с другими детьми или в маленькой группе. Обобщите навык, используя различные материалы или практикуя его в разных контекстах. Например, если он научился собирать на нить бусины во время занятий, то научите его нанизывать на нить другие предметы, может быть, вместе с группой при подготовке к новому году.

Приложение 1