2.5 Общие рекомендации по организации учебной деятельности
Перед любым видом коммуникации необходимо привлечь внимание учащегося, называя его по имени.
Используйте несложные высказывания. Особенно это важно при выдаче инструкций и объяснений. Избегайте инструкций типа «Прежде чем взять книгу для чтения, не забудьте подписать ваши работы, когда вы их выполните». Такой стиль вполне естественен и приемлем для большинства детей, но он может вызывать сильное замешательство у детей с расстройствами аутистического спектра. Возможен следующий вариант данной инструкции: «Когда вы закончите работу, подпишите ее, а затем возьмите книгу для чтения».
Не следует говорить слишком длинными отрывками или слишком быстро. Обучайте отдельным словарным темам. Не следует полагать, что дети понимают слова и понятия без обучения им. Необходимо специальное обучение понятиям, выражающим пространственное расположение предметов. При обучении рекомендуется использовать, предпочитаемые ребенком предметы (например, шоколад на тарелке, под тарелкой и так далее). Проверяйте понимание учащимся услышанных фраз, просите повторить фразы. Если учащийся не понимает фразу, сократите ее до ключевых слов.
Используйте наглядные материалы для новых слов и понятий. Многие дети с расстройствами аутистического спектра больше воспринимают через зрительный канал, чем слуховой. Старайтесь сопровождать тексты фотографиями, символьными картинками, (особенно ключевые слова).
Предлагайте задания, насколько это возможно, наглядно и конкретно. Это особенно важно при обучении новым понятиям и навыкам. Иногда неплохо продемонстрировать ребенку примеры выполненных заданий, как использовать оборудование, или же подключить к ролевой игре взрослого для показа точного выполнения (что требуется сделать ребенку).
Необходимо проводить анализ заданий с точки зрения их выполнимости и объема внимания учащегося. Сократите объем заданий и используйте поощрения в том случае, если необходимо повысить уверенность учащегося в данном предмете.
Используйте разные средства подачи задания. Предъявляйте задания маленькими частями. Вместо того чтобы ожидать от ребенка, что он выполнит только часть заданий на листе с заданиями, лучше вырезать одно задание и подать его отдельно. Это исключит путаницу с инструкциями, а также беспокойство из-за того, что задание выглядит очень длинным и сложным.
Необходимо обучать учащегося понятию «Закончено». Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. При необходимости используйте таймер.
Избегайте перегрузок в учебе и общении. Помните о том, что любая работа в группе, общение предъявляют дополнительные требования к ребенку с расстройством аутистического спектра. Избегайте планирования занятий, которые требуют вовлеченности и в академическую учебу и в общение. Если на уроке акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания тогда должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра. Задания, требующие академических знаний, лучше выполнять в спокойном месте индивидуально.
Старайтесь по возможности связывать задания с интересами учащегося.
Можно использовать компьютерные программы для развития языковой грамотности.
Давайте учащемуся время от времени возможность заниматься любимым делом в качестве поощрения за старания при выполнении заданий (фиксированное время, можно использовать песочные часы).
Необходимо удалять или минимизировать отвлекающие факторы, например, шум, постоянные движения, компьютеры, перегруженные информацией стенды в рабочей зоне. Иногда учащемуся необходимо предоставлять учебное место без отвлекающих факторов. Это может быть место в классе или вне класса, в зависимости от потребностей учащегося.
Необходимо, чтобы ребенок освоился в учебной обстановке, то есть знал, где лежат необходимые принадлежности, каков учебный порядок, что делать и когда делать. Необходим четкий порядок действий по отношению к личным вещам учащегося в начале и конце учебного дня (например, как разбирать и собирать портфель).
Учащийся должен знать, как дойти до необходимых мест и классных комнат в школе – он должен знать наиболее короткий маршрут. Учащийся должен иметь определенное место для своих вещей.
Необходимо иметь достаточно материалов для работы, чтобы учащемуся не пришлось делиться ими с другими.
Разбивайте задания в виде наглядных инструкций. Прикрепляйте их слева направо либо сверху вниз.
Необходимо иметь такое расписание, которое позволит учащемуся переносить его в различные места в школе с тем, чтобы он спокойно чувствовал себя по поводу предстоящих событий (например, папка с файлами или альбом).
Заведите коробку/место для домашних заданий/писем и др., если вам нужно забирать их и обучать ребенка этому действию.
При выдаче домашнего задания найдите время, чтобы дать четкие инструкции и пояснения.
Используйте образцы для демонстрации ожидаемого от учащегося конечного результата.
Обсудите с сотрудниками, что мотивирует учащегося.
Необходимо давать достаточно информации/пошаговой помощи, чтобы ребенок мог выполнить задание.
Сдерживайте невольные подсказки (движение губ, жесты), когда задаете учащемуся вопрос.
Давайте учащемуся достаточно времени для осмысления вашего вопроса – обработка речи у детей с РАС может быть намного медленнее, чем у детей с нормальным развитием. Старайтесь не использовать перефразирование – это может вызвать замешательство.
- Раздел 1. Что такое аутизм?
- Области трудностей
- Как данные трудности влияют на обучение в школе
- Ключ к успеху
- Раздел 2. Стратегия обучения детей с рас
- 2.1 При обучении ребенка с рас педагог должен принимать во внимание следующее:
- 2.2 Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми
- 2.3 Общие рекомендации по организации учебной среды
- 2.4 Использование наглядных средств
- 2.5 Общие рекомендации по организации учебной деятельности
- 2.6 Структурированное обучение как одна из форм организации учебной деятельности детей с рас
- Составление и использование расписаний и таблиц
- Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом
- 1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- 3. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
- 4. Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае
- Пермский региональный правозащитный центр.
- 6. Соликамский правозащитный центр
- 1. Какими правами обладают родители ученика?
- Должны ли педагоги и другие специалисты знать медицинский диагноз ребенка?
- Какие действия будут считаться насильственными по отношению к детям-инвалидам?
- 6. Если ученик совершил правонарушение и нанес потерпевшим ущерб, кто за это будет отвечать?
- Литература об аутизме.