logo
AUTIZM_sbornik_dlja_specialistov

1. Какими правами обладают родители ученика?

Родители имеют право:

2. Если у ребенка нет динамики в обучении, можно ли исключить его из школы?

Признание детей с отклонениями в развитии «необучаемыми» нарушает конституционные права детей-инвалидов на образование. Они не могут быть исключены из школы, т.к. нельзя «выкинуть» ребенка из школы в никуда. Возможны следующие варианты: перевод ребенка в специальный (коррекционный) класс в школе, направление ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, но не в реабилитационный центр, которые является не образовательным, а медицинским учреждением.

Кроме того, необходимо помнить, что существует несколько субъектов образовательных отношений, и ребенок – лишь один из них. Нельзя возлагать всю вину за неуспеваемость на ребенка с отклонениями в развитии. Пункт 4 статьи 55 закона « Об образовании» гласит, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Возможно, благодаря изменениям обучающих подходов, правильной организации среды, тесным междисциплинарным связям, выстраиванию единства требований педагогов и родителей ситуация значительно изменится к лучшему.

Отчисление из школы – это исключительная мера педагогического воздействия, и допускается она только по отношению к детям старше 15 лет за совершение ими противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава. Решение об исключении принимается органом управления школой только с учетом мнения родителей (опекунов) и комиссии по делам несовершеннолетних.

Также нельзя просто вывести ребенка из класса на индивидуальное или домашнее обучение. В соответствии со ст.18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», только при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

3. Что признается дискриминацией детей-инвалидов?

Дискриминация – ограничение прав и обязанностей людей по особому признаку. Дети-инвалиды чаще всего подвергаются дискриминации из-за нарушений развития или заболеваний.

Статья 5 Закона «Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования: гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Примерами явно дискриминационных актов являются, например, вердикты учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) или психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), содержащие терминологию типа «нарушения, обусловленные физическим уродством», «неспособность к обучению», «неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности». На основании подобных ярлыков детей не принимают в школы, молодых людей — в профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, вузы), а также зачастую и на работу.

Дискриминационными являются меры госпитализации детей-инвалидов в стационары без согласия родителей. В случае аутизма это может серьезно усугубить ситуацию как с психическим состоянием ребенка, так и его обучением. Поэтому педагогам следует воздерживаться от советов «подлечить» ребенка в стационаре из-за его неадекватного поведения. Госпитализация детей с аутизмом также является крайней мерой, к которой прибегают только в случае крайней необходимости (например, если есть угроза жизни и здоровью ребенка).

В беседах с родителями (законными представителями), самим ребенком, другими лицами специалистам необходимо соблюдать профессиональную этику и избегать слов, оскорбляющих человеческое достоинство, таких как дебил, имбицил, неполноценный, даун, умственно отсталый и др. Возможно употребление: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, с особым развитием, с нарушенной коммуникацией и др.