logo search
AUTIZM_sbornik_dlja_specialistov

2.2 Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми

с РАС

Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, важно помнить о том, что трудноуправляемое поведение является отражением нарушений, связанных с аутизмом (смотрите описание триады нарушений).

Важным первым шагом при выборе метода работы над теми или иными особенностями поведения является выяснение причин данного поведения и попытка понять данное поведение с точки зрения ребенка. Самое сложное поведение возникает из-за недостатка навыков коммуникации. Следовательно, развитие навыков коммуникации имеет первостепенную важность, так как это поможет снизить появление фрустраций, и как их следствие, неприемлемое поведение.

Существует много причин, заставляющих детей с аутизмом делать или говорить трудные для восприятия или эксцентричные вещи. Если причина этих поведений непонятна, то выяснить ее может помочь фиксирование следующей информации:

Таким образом, могут выявиться некоторые закономерности возникновения данного поведения, что поможет работать над поведением эффективно. Иногда нежелательное поведение возникает по нескольким причинам, которые трудно распутать, но чаще всего действует одна основная причина, которая становится очевидной в результате анализа поведения. Она и может послужить отправной точкой в выборе стратегии работы над поведением. Существует другие важные моменты, которые следует принимать во внимание при работе над поведением:

Родители, обслуживающий персонал и сотрудники школы должны работать сообща, иначе ребенок будет испытывать замешательство, а поведение, над которым ведется работа, может ухудшиться. Также стоит помнить о том, что если ребенок привык привлекать внимание, скажем, криком, а вы перестаете реагировать на этот крик, то это вызовет незамедлительную реакцию с его стороны – он начнет кричать еще громче.

Некоторые методы сложно применять в условиях школы (к примеру, поощрение едой, доступ к игровой площадке), сложно игнорировать крик или другие шумы, обеспечить спокойную обстановку. Гибкость, глубокое понимание трудностей детей с расстройствами аутистического спектра, совместная работа со школой и другими специалистами, а также желание оказывать поддержку детям с аутизмом – все это важные факторы, содействующие раскрытию потенциальных возможностей ребенка с расстройством аутистического спектра. (Примечание: Потенциальные возможности понимаются в широком смысле, не ограничиваясь академической успеваемостью).

Помните, вам понадобится время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребенка. Время понадобится и самому ребенку.

Планируя работу над поведением, следует помнить о том, что в течение первых дней обучения ситуация может усугубиться. Однако вы будете вознаграждены, когда через некоторое время дела пойдут на поправку.

Невозможно в полной мере оценить важность совместной работы родителей и специалистов различных служб. Необходим постоянный обмен информацией о том, что происходит в школе и дома. Это поможет осуществить преемственность в подходах к работе и избежать всевозможных ошибок.