logo search
Лекции по web-дизайну

7.1.5. ПланированиеWeb-узла

Теперь, когда вы подписали договор с заказчиком, вы готовы приступать к планированию Web-узла. В этом разделе вы узнаете, что необходимо сделать перед тем, как непосредственно начинать разработку компонентов Web-узла. Во-первых, вам необходимо получить у заказчика материалы, в том числе мультимедиа-данные, и собрать дополнительную информацию, как у заказчика, так и у остальных участников проекта. Во-вторых, вы должны определить информационную архитектуру Web-узла и составить блок-схему. И, в-третьих, вам надо составить план обновления содержимого, написать технические требования и построить график выполнения работ.

Сбор данных

После того как вы согласовали с заказчиком все положения договора, составьте список ресурсов; предоставив их, заказчик будет способствовать успешному выполнению работы. Ниже перечислены материалы, которые могут вам понадобиться.

• Информация о компании.

• Информация о положении компании на рынке.

• Данные о биржевой деятельности.

• Адреса, телефонные номера, адреса электронной почты.

• Глоссарий.

• Элементы оформления, которые должны быть использованы в составе документов.

• Тексты.

• Прочие ресурсы (видеозаписи, книги, статьи, компакт-диски и т.д.).

• URL предприятий-конкурентов.

На этапе, предшествующем разработке компонентов узла, соберите столько мате­риалов, сколько сможете. Избыток информации обеспечит вам некоторую свободу выбора. Чем больше материалов вы получите у заказчика, тем больше ресурсов будете иметь в своем распоряжении при создании узла.

Содержимое

По возможности соберите текст, логотипы, фотографии, иллюстрации, аудиофайлы и прочие данные. Вы можете получить их у заказчика либо найти в других источниках, например на компакт-дисках, в библиотеках или в Web. Внимательно ознакомьтесь с собранными вами данными. Решите, какая информация наиболее важна и как ее следует разместить на Web-узле. Распределите данные по темам. Продумайте способ представления данных. Решите, какую часть содержимого узла должен составлять текст и как много изображений необходимо представить на узле. Нужны ли дополнительные материалы, графические данные, таблицы или интерактивные компоненты? Оправдано ли применение фреймов?

Обычно заказчик неспособен предоставить все требуемые данные до тех пор, пока не будет разработана карта узла. Полученную информацию вы можете использовать для того, чтобы помочь заказчику составить карту узла, но воздерживайтесь от форматирования каких-либо данных до тех пор, пока не будет точно известно, что они должны быть представлены на Web-узле.

Размер

Оцените объем информации и подумайте о том, как наилучшим образом распределить ее в пределах узла. Объем информации определяет количество Web-страниц, их внешний вид и средства навигации. Подумайте о том, как эффективно представить данные на узле.

Мультимедиа

Если в состав Web-страниц должны входить аудиоданные, анимационные последовательности или другие мультимедиа-элементы, необходимо решить, где эти элементы будут представлены и кто должен заниматься их подготовкой. Некоторые мультимедиа-компоненты, например аудио- и видеоклипы, можно найти на компакт-дисках, другие необходимо создать с помощью специальных инструментальных программ. В зависимости от назначения узла, мультимедиа-компоненты могут представлять инструкции или другие полезные данные либо использоваться как вспомогательные элементы оформления Web-узла. Обычно мультимедиа-компоненты улучшают внешний вид Web-страниц и способствуют усвоению информации пользователем, но их создание требует от заказчика дополнительных затрат, кроме того, время загрузки Web-страницы с мультимедиа-элементами значительно увеличивается.

Вспомогательные данные

При встрече с заказчиком постарайтесь получить у него дополнительные материалы, не имеющие непосредственного отношения к проекту (например, данные, представляющие изделия предприятия на рынке: брошюры, рекламные плакаты, клипы, предназначенные для трансляции по радио и телевидению). Попросите заказчика организовать для вас экскурсию по предприятию, ознакомьтесь с деятельностью отделов. Постарайтесь познакомиться с сотрудниками различных отделов.

Исследуйте возможности доступа пользователей к информации, представленной на Web-узле; убедитесь, что проблемы доступа не остались без внимания. Необходимо также определить средства анализа трафика. Собранные данные помогут вам составить представление о деятельности предприятия.

Статическое и динамическое представление данных

Определите, должны ли данные быть представлены статически или динамически. Когда заказчик передает запрос на получение Web-страницы, сервер, на котором хранится соответствующий документ, передает на компьютер пользователя HTML-код и Web-страница отображается в окне браузера. Для статических Web-страниц сервер не выполняет никаких других действий. Пользователь может просматривать полученный документ, вводить информацию с помощью интерактивных элементов, активизировать аплеты, но в состав Web-страницы входит только та информация, которая была заложена в нее в момент форматирования.

В случае динамических Web-страниц пользователь передает запрос на получение данных, содержащихся в базе на сервере (обычно он делает это с помощью формы), данные извлекаются из базы и оформляются в виде Web-страницы. Предположим, что пользователь хочет получить данные о наличии билетов на матч по бейсболу. Запрос передается на сервер и проходит предварительную обработку (для обработки используется, например, ASP-сценарий). Средства предварительной обработки сообщают серверу, какая информация должна быть возвращена заказчику.

Если заказчик хочет, чтобы на создаваемомWeb-узле использовались динамические Web-страницы, необходимо включить в состав рабочей группы соответствующего специалиста. В данной книге не рассматриваются динамическиеWeb-узлы, поскольку разработка таких узлов предполагает знание баз данных и сценариев.

Получение данных от заинтересованного лица

Помимо информации, предоставляемой заказчиком, вам необходимо собрать как можно больше данных об организации и ее деятельности. Изучите предприятие, которое будет представлять создаваемый вами Web-узел. Если предприятие состоит из нескольких отделов или охватывает различные области деятельности, постарайтесь поговорить с теми сотрудниками или партнерами организации, которые могли бы дать вам как можно более подробную информацию. Продолжайте сбор информации до тех пор, пока вы полностью не поймете, как лучше всего организовать Web-узел.

Определите заинтересованное лицо — сотрудника или партнера предприятия, интересам которого отвечало бы создание качественного Web-узла. В ходе встреч с заинтересованным лицом вы лучше поймете особенности предприятия и, соответственно, сможете лучше представить его на Web-узле. Вопросы, задаваемые заинтересованному лицу, могут касаться тех деталей деятельности предприятия, которые не всегда известны представителю заказчика.

В ходе встреч с заинтересованным лицом желательно задать ему следующие вопросы.

• Какие функции выполняет ваш отдел?

• Как они связаны с деятельностью предприятия?

• Какие технологии используются при выпуске продукции?

• Какова численность отдела?

• Какие сведения об отделе должны быть, по вашему мнению, отражены на Web-узле?

• Насколько быстро устаревает информация об отделе?

• Какую информацию вы хотели бы получать от посетителей узла?

• С какими другими Web-узлами должны, по вашему мнению, быть связаны Web-страницы, посвященные вашему отделу?

• КакиеWeb-узлы вам нравятся?

• Какие ресурсы, имеющие отношение к деятельности отдела, доступны на сегодняшний день (фотоснимки, текстовые файлы, логотипы и т.д.)?

• Приведите примеры данных, которыми вы пользуетесь совместно с вашими сотрудниками и которые вы предлагаете пользователям.

Разделение на категории и определение приоритетов

Перед тем как приступать к разделению информации на категории и определению приоритетов, убедитесь в том, что у вас имеется полный перечень данных, которые должны быть представлены на Web-узле. Включение новой информации в готовыйWeb-узел представляет собой крайне сложную задачу. Если у вас есть список содержимого узла, вкратце опишите имеющуюся информацию. Постарайтесь разделить все данные на пять—семь категорий. Процесс разделения на категории принято называть формированием блоков (chunking). Число категорий ограничено тем, что интерфейс, представляющий более семи категорий, создать достаточно трудно, и соответствующий документ будет перегружен информацией. Составив краткое описание, переходите к определению приоритетов данных. Решите, какая информация должна выделяться на экране и привлекать внимание пользователя и к каким данным пользователь должен иметь постоянный доступ.

Борьба с ошибками, допускаемыми при выборе информационной архитектуры

Как уже говорилось выше, приступая к работе над проектом, необходимо собрать как можно больше разнообразной информации. Данные предоставляет представитель заказчика, вы получаете их при встречах с сотрудниками различных отделов, а также находите интересующие вас сведения, анализируя Web-узлы конкурирующих организаций. Из имеющихся данных надо выбрать те, которые лучше всего подходят для создаваемого Web-узла. В то же время следует помнить, что эффективность узла определяется также тем, насколько быстро пользователь может получить доступ к нужным ему данным.

Приступая к созданию Web-узла, необходимо тщательно выбрать из имеющейся у вас информации те данные, которые действительно должны быть представлены на Web-узле. Они должны быть логически связаны между собой, кратко и эффективно освещать соответствующие вопросы и отражать интересы заказчика. От того, насколько удачно вам удастся выбрать конкретные данные, в большой степени зависит качество Web-узла и его успех у пользователей.

Предположим, что вы создаете Web-узел коммерческой организации и вместе с материалами о деятельности организации представитель заказчика с умилением вручает вам рисунок, сделанный его сыном в школе. Как лучше всего поступить в данном случае? Вежливо объясните, что детский рисунок будет неуместен на коммерческомWeb-узле и что вы не сможете использовать его. (Не исключено, что подобный рисунок прекрасно подойдет для создаваемогоWeb-узла, но такое случается исключительно редко.) Взамен предложите организовать отдельныйWeb-узел, специально посвященный творениям юных гениев.

Боритесь с хаосом. Web-документы, содержащие избыточные данные или информацию, непосредственно не связанную с основной темой Web-узла, дольше копируются и их труднее понять. Кроме того, пользователь испытывает затруднения с навигацией. Любые данные, представленные на Web-узле, должны соответствовать его основному назначению.

Неопытные Web-дизайнеры часто допускают такую ошибку: они не выделяют дан­ные на Web-страницах. Основная и вспомогательная информация становится нераз­личимой. В результате пользователь вынужден прилагать дополнительные усилия для того, чтобы понять, какие сведения ему действительно необходимы, и найти навигационные элементы. Всегда выделяйте кнопки, используемые для навигации, и отмечайте их текстом так, чтобы пользователь мог видеть, какая из кнопок ведет к нужным ему данным.

Еще одна часто встречающаяся ошибка состоит в том, что Web-дизайнер размещает слишком много информации в одном документе. Пользователь теряется и не знает, на чем же остановить внимание в первую очередь. Если документ становится слишком сложным, разделите его на несколько разделов или создайте на его основе несколько новых документов. Одним словом, представляйте информацию пользователю небольшими порциями.

Перечисленные ниже правила помогут вам избежать ошибок, которые часто допускают разработчики архитектуры Web-узла.

• Проконсультируйтесь с заказчиком и выясните, какую информацию он считает главной, и организуйте Web-узел так, чтобы пользователь получал нужные данные в первую очередь.

• Помните, что пользователь не обязательно начинает знакомство с Web-узлом с его исходной страницы. Ссылки, расположенные на других узлах, могут привести его к любому документу.

• Составляя план, выделите достаточно времени для разработки архитектуры узла.

Построение блок-схемы

Как нельзя построить дом без чертежей, невозможно создать высококачественный Web-узел без блок-схемы. На блок-схеме не должен отражаться внешний вид документов, блок-схема лишь представляет взаимосвязь между документами в составе Web-узла. Построив блок-схему, желательно ознакомить с ней заказчика; это поможет ему понять структуру Web-узла. Блок-схема иллюстрирует иерархию данных. Информация делится на уровни. Первый уровень соответствует общим категориям. Документы, принадлежащие первому уровню, служат своеобразными указателями, обеспечивающими переход на следующий уровень. На втором уровне вопросы, упомянутые на первом уровне, представлены более подробно. На этом же уровне реализованы указатели на документы третьего уровня, в которых представлена детальная информация и содержатся гипертекстовые ссылки на другие источники. Помимо рассмотренных, в составе Web-узла могут присутствовать и другие уровни, однако не следует безосновательно увеличивать число уровней узла и гипертекстовых ссылок в составе документа.

Для построения блок-схемы можно воспользоваться любым графическим редактором; лучше других для этого подойдут приложения, предназначенные для создания векторных изображений. Строить блок-схемы также позволяют некоторые HTML-редакторы, например AdobeGoLive. После того как вы определите собственный язык на основе доступных символов, данная программа автоматически рисует элементы блок-схемы, заполняет их текстом, выделяет уровни иерархии и обозначает взаимосвязь между документами,

План обновления содержимого узла

План обновления содержимого узла желательно составить на самых ранних стадиях работы над узлом. WorldWideWeb представляет собой самую динамичную среду публикации информации, допускающую многочисленные изменения данных. План обновления составляется лишь в том случае, если в договоре предусмотрено не только создание и установка узла, но и его сопровождение. В плане обновления указывается, какие страницы или отдельные области должны подвергаться изменениям, когда изменения должны вноситься, и источник нового содержимого Web-документов. График поставки новых данных, который входит в состав плана обновления содержимого, обеспечивает равномерную загрузку специалистов, занимающихся модификацией информации, представленной на Web-узле.

Так, например, содержимое Web-узла кинотеатра должно обновляться каждую неделю. Чтобы Web-мастер мог вовремя представить новые данные на узле, он должен получить их заблаговременно.