logo
Лекции по web-дизайну

6.1.5. Принципы построения системы навигации

Навигация по узлу - это тот механизм, который позволяет посетителю найти то, что вы хотите ему показать. От понятности системы навигации по узлу, продуманности ее элементов зависит, достигнет ли посетитель своей цели или уйдет, так и не разобравшись в дебрях документов. Именно удобная навигация, а не красивые картинки, заставляет посетителей возвращаться на ваш узел, так как они знают, что с легкостью найдут необходимый материал.

Навигация узла подразделяется на две части - глобальную и местную. Глобальные «магистрали» должны позволять посетителю быстро перемещаться из одной опорной точки узла в другую, а местные «дорожки» должны позволять легко перемещаться в пределах одного раздела, или группы документов.

Система навигации не должна отягощать страницу, не должна отвлекать от ее содержимого, но должна быть легко доступна. Если у вас большие документы, то целесообразно помещать ее внизу, что позволит посетителю по окончании чтения или просмотра перейти в следующее интересующее его место, а не проматывать весь документ обратно в начало. Можно также поместить элементы глобальной навигации наверху, вдруг посетитель попал не туда, куда надо.

Целесообразно элементы локальной навигации визуально отделять от элементов глобальной, но так, чтобы они в то же время выглядели, как единое целое.

Совсем не стоит дублировать стандартную кнопку браузера «Назад» за исключением особых случаев, и уж ни в коем случае не называйте так этот элемент - мало ли как посетитель попал на эту страницу. То, что кажется очевидным вам, совсем не покажется таким пользователю.

Не делайте ссылку на домашнюю страницу в виде логотипа - хоть это и очень распространено, это неправильно. Нарисуйте домик, сделайте кнопку «домой», или придумайте что-нибудь оригинальное.

Что делать, если разделов очень много? Как выбрать, что именно поместить в подсистему глобальной навигации? Существует три подхода:

  1. Поместить в нее ссылки на те разделы или документы, которые важны для вас, с точки зрения важности их посещения посетителем; одной из таких ссылок, например, может являться ссылка на бланк оформления заказа.

  2. Поместить в нее ссылки на наиболее популярные у посетителей разделы. Популярность определяется со временем путем долговременного анализа статистики посещаемости. В первый раз можно сделать собственное предположение о том, что будет наиболее интересно, но лучше об этом спросить хотя бы у пятерых друзей (но не коллег по работе) и обобщить результат.

  3. Объединить в некоей пропорции два предыдущих способа.

Очень часто забывают об одном очень важном элементе навигации - контекстных ссылках. Это ссылки, которые встречаются прямо внутри текста и поясняют некий термин или фразу. Конечно же, если вы не хотите потерять посетителя, не делайте контекстных ссылок на документы других серверов, если это не продиктовано действительной необходимостью. Не забывайте, что такие ссылки - дополнительное средство навигации по вашему узлу. Примером действительной необходимости может служить ссылка на страницу с текущим курсом валют в фразе: «Оплата производится в рублях по курсу ЦБ на день покупки».