Основные понятия и модели электронного бизнеса
Определимся с основными понятиями электронного бизнеса, сложившимися к настоящему времени.
Наращивание производительности компьютерных систем и совершенствование сетевых технологий привели к формированию нового вида экономической деятельности – электронного бизнеса как особой формы бизнеса, реализующейся в значительной степени посредством внедрения информационных технологий в процессы производства, продажи и распределения товаров и услуг.
В на основе анализа особенностей глобальной сетевой экономики предложена модель, в основу которой положены бизнес-процессы, присущие той или иной форме деловой активности: бизнесу, коммерции, торговле, маркетингу (рис.1.1).
Рис. 1.1 Модель глобальной сетевой экономики
В настоящее время электронный бизнес следует понимать как реализацию бизнес-процессов с использованием информационных и телекоммуникационных технологий и систем.
Предпосылками возникновения электронного бизнеса стала существенная трансформация форм бизнеса, произошедшая на наших глазах за довольно короткий период конца XX века. Исторически сформировались одна за другой три основные модели рынка, в настоящее время существующие одновременно.
В первой модели, которую принято называть рынок производителя, господствующее положение занимает производитель (рис. 1.2.).
Рис. 1.2. Модель бизнеса, ориентированного на производителя
Производитель сам определяет, какой товар выпустить, в каком количестве, по какой цене, кому и где его предложить, как сообщить потребителям о существовании и характеристиках товара. Ключевые индикаторы успешной работы таких предприятий - это производительность, оборачиваемость запасов, эффективность капитала. Поддержка бизнес-моделей таких предприятий со стороны информационных технологий осуществляется с применением систем планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning). Эта модель хорошо представлена в настоящее время фармацевтическими компаниями: они финансируют научные исследования, используют их результаты для создания новых лекарственных препаратов, сообщают о них потенциальным потребителям и реализуют их через определенные каналы. Примером могут также служить компании, разрабатывающие информационные технологии и программное обеспечение, например Microsoft.
Вторая модель, получившая название рынок посредников, определяется доминирующей ролью посредников, которые сосредоточили в своих руках всю информацию о потребителях, что позволяет им диктовать производителям, какой товар, для кого и в каких количествах нужно производить (рис. 1.3). Во всех странах мира известна компания такого типа – McDonald’s.
Рис. 1.3. Модель бизнеса, ориентированная на посредника
Современные информационные технологии и системы сделали потребителя более свободным, так как он получил доступ к информации об имеющихся товарах и услугах, существенно меньше зависит от посредника и уже сам может диктовать условия производителю относительно характеристик, комплектации, качества, количества и даже цены требуемого товара. Потребитель является инициатором коммуникации с производителем и посредником, что дает право говорить о существовании третьей модели – интерактивного рынка (рис. 1.4).
Основой этой новой модели бизнеса, ориентированного на потребителя, стал капитал компаний владельцев популярных товарных марок или бренда. Сотрудничество компании, владеющей брендом, с сетью своих бизнес-партнеров создает цепочку создания добавленной стоимости (value added chain). Сети подобных компаний стали называться сообществами добавленной стоимости (Value added communities).
Рис. 1.4. Модель бизнеса, ориентированная на потребителя
Примерами трансформации бизнеса в указанном направлении являются такие ведущие отрасли промышленности, как автомобильная и компьютерная. В автомобильной промышленности модель самостоятельного производства продукции собственных марок трансформируется в модель бизнеса, ориентированную на владение брендом транспортного средства. Крупнейшие автомобильные компании, такие как Ford, DaimlerChrysler, General Motors, передают производство деталей и узлов автомобилей внешним структурам, а сами концентрируются на развитии дилерской сети и продвижении торговых марок.
Так же поступают и компьютерные гиганты, такие как компании IBM, Intel, Hewlett Packard, Sun и другие. Производство процессоров, наборов базовых микросхем (чипсетов), мониторов и других составляющих компьютеров все больше передается внешним структурам (в частности, расположенным в странах Юго-Восточной Азии), а все больше средств вкладывается в научные исследования и создание новых товарных марок, в развитие партнерской сети, в консалтинговые проекты и проекты в области системной интеграции.
Перечисленные изменения, массовый рост числа экономических субъектов, использующих новую рыночную среду, а также создание и развитие соответствующей сетевой инфраструктуры привели к тому, что современная мировая экономика вступила в новый период своего развития, связанный с широким внедрением систем электронного бизнеса – период глобальной сетевой экономики.
Настоящая революция проникает повсюду исподволь и незаметно – это сетевая экономика. Она представляет собой глобальную перестройку нашей жизни.
- Лекция 1 История и перспективы развития cетевой экономики
- Основные понятия и модели электронного бизнеса
- Электронный и традиционный рынок
- Контрольные вопросы к лекции № 1
- Лекция 2 Основы организации рынка в сетевой экономике
- Электронный бизнес и стратегия компании
- Особенности маркетинга на электронном рынке
- Контрольные вопросы к лекции № 2
- Лекция 3 Электронный формат товаров и услуг в Интернет
- Виды электронных продуктов
- Проблема качества электронных продуктов
- Стратегии создания новых товаров в сети Интернет
- Услуги на электронном рынке
- Финансовые услуги
- Туристические услуги в сети Интернет
- Образовательные услуги в Интернет
- Контрольные вопросы к лекции № 3
- Контрольные вопросы к лекции № 4
- Каковы основные требования к платежным системам?
- Назовите основные формы расчетов в электронных платежных системах.
- Лекция 4000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 5 Ценообразование и распределение товаров в сети Интернет
- Контрольные вопросы к лекции № 5
- Лекция 6 Модели взаимодействия участниковэлектронного рынка
- Формы взаимодействия участников рынка: электронные торговые площадки
- Сегментация электронного рынка в сетевой экономике
- Модели получения доходов в электронной коммерции в2в
- Контрольные вопросы к лекции № 6
- Классификация и принципы использования Web-сайтов в электронном бизнесе
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8 Технологии электронного обмена документами в сетевой экономике
- Контрольные вопросы к лекции № 8