logo search
ISE__13414_Ekzamen

25. Рынок корпоративных информационных систем

На российском рынке присутствует несколько информационных систем класса ERP как российских, так и зарубежных производителей. Перечислим те из них, которые занимают существенную долю рынка.

Система R/3 германской фирмы SAP AG является признанным лидером среди КИС. Эта система предназначена для крупных территориально распределенных предприятий со сложной внутренней структурой. Для использования на малых и средних предприятиях SAP предлагает облегченную версию своей системы под названием SAP Business One, которая в 2004 году локализована для России [132]. Данный продукт предназначен для фирм, занимающихся торговлей, сервисом и несложным сборочным производством со штатом 10–250 сотрудников и годовым оборотом до 10 млн. евро. Внедрение системы занимает не более двух месяцев, стоимость составляет около 3000 евро на одно рабочее место (в эту сумму входят расходы на лицензии, консалтинг и внедрение).

Американская фирма Oracle является крупнейшим производителем программного обеспечения различного назначения, наиболее известным среди которого является СУБД Oracle и комплекс Oracle Applications (Oracle E-Business Suite) для автоматизации управления современным предприятием. Oracle E-Business Suite – это полнофункциональный комплекс интегрированных бизнес-приложений, который обеспечивает эффективное управление всеми аспектами деятельности компании: финансами, производством, кадрами, закупками, логистикой, маркетингом, продажами, обслуживанием, отношениями с поставщиками и клиентами. Oracle присутствует на российском рынке более 20 лет.

Крупнейший производитель программного обеспечения фирма Microsoft, основной продукцией которого являются операционные системы и офисные приложения, несколько лет назад создала подразделение Microsoft Business Solutions (MBS) с целью внедрения на рынок КИС. Microsoft не стала разрабатывать собственную КИС, а приобрела несколько фирм-производителей ERP-систем. В частности, для продвижения на европейский и российский рынки были куплены датские системы Navision и Axapta, которые предлагаются в России как продукты MBS с 2002 года.

Navision – комплексное решение, предназначенное для автоматизации всех видов хозяйственной деятельности небольших и средних предприятий с любой отраслевой и бизнес спецификой. Охватываются все аспекты деятельности предприятия: управление финансами, бухгалтерский и налоговый учет, дистрибуция, производство, кадровый учет и заработная плата, управление отношениями с клиентами (CRM), управление сервисным обслуживанием, поддержка электронного бизнеса. Система тесно интегрирована с MSOffice.

Axapta – это интегрированная система управления предприятием класса ERP II, предназначенная для средних и крупных компаний, корпораций и холдингов. Обеспечивает решение следующих задач: управление финансами, стратегическое управление, CRM (управление взаимоотношений с клиентами), управление персоналом, управление производством, дистрибуция, управление цепочками поставок, управление проектами. Предусмотрена возможность поддержки работы предприятий, расположенных в нескольких регионах или странах за счет обеспечения соответствие региональным и международным требованиям бухгалтерской отчетности и возможности использования нескольких языков.

Среди систем российских производителей наиболее заметны 1С, Парус и Галактика.

Система «1С» первоначально создавалась как учетная система автоматизации бухгалтерии и в таком качестве используется на большом числе предприятий. Система развивалась, расширялся функционал, совершенствовались используемые технологии, и в 2003 г. появилась система «1С:Предприятие 8.0». Данная система программ включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. В каждом программном продукте сочетается использование стандартных решений (общих для всех или нескольких программ) и максимальный учет специфики задачи конкретной отрасли или рода деятельности предприятия. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе, а используется разработчиками для создания конкретных прикладных решений, используя встроенный язык программирования и библиотеку объектов, описывающих различные бизнес-процессы.

Система управления ПАРУС выпускается корпорацией того же названия, которая возникла в 1990 г. и прошла путь от фирмы, написавшей программу расчета зарплаты для небольшой организации до производителя комплексной системы управления предприятием. Система управления ПАРУС поддерживает классическую модель управления предприятием: финансовое и материальное планирование ресурсов с целью обеспечения ритмичной и согласованной работы всех подразделений предприятия; учет всех фактов финансово-хозяйственной деятельности, происходящих в процессе функционирования предприятия; контроль и управление деятельностью предприятия; анализ исполнения планов с возможностью детализации обнаруженных отклонений до первичных документов, объясняющих причину этих отклонений. Реализация данной модели облегчает принятие управленческих решений. Системы управления ПАРУС включает ряд модулей, объединяемых в четыре подсистемы: 1. Управление финансами (финансовое планирование, бухгалтерский учет, консолидация); 2. Маркетинг и логистика (маркетинг (клиенты), закупки, склад, реализация, магазин); 3. Управление производством (учет затрат и калькуляция себестоимости, технико-экономическое планирование, техническая подготовка производства); 4. Управление персоналом (учет персонала, табельный учет рабочего времени, расчет заработной платы).

26. Особенности MRP и ERP систем.

Для многих производственных предприятий обеспечение бесперебойного производственного процесса и своевременного выполнения имеющихся заказов на готовую продукцию требует тщательного планирования обеспечения материалами и комплектующими, что представляет часто сложную задачу. Для решения этих задач были разработаны подходы, названные MRP (Material Requirements Planning – планирование потребности в материалах). Компьютерные варианты таких систем появились в начале 1960-х годов. В системах данного класса отслеживается потребность в готовой продукции и формируется календарная программа потребности в комплектующих изделиях, сырье, материалах, деталях и сборочных единицах. На первых порах задачи решались в пакетном режиме, в настоящее время используется интерактивный режим, что позволяет «проигрывать» различные варианты. В процессе планирования большую роль играет стратегия позиционирования продукта. Различают три стратегии:

    1. производство продукции «на склад» (make-to-stock), например, производство автомобилей;

    2. сборка продукции «на заказ» из типовых сборочных единиц и компонентов (assemble-to-order), например, сборка компьютеров индивидуальной комплектации;

    3. производство продукции «на заказ» при отсутствии типовых сборочных единиц (make-to-order), например, строительство судов на «Красном Сормово» для конкретных заказчиков.

Для изготовления продукции необходимы станки, оборудование и другие производственные мощности. Для решения задач о загрузке производственных мощностей с учетом ресурсных ограничений производства были разработаны системы типа CRP (Capacity Requirement Planning – планирование потребности в мощностях). CRP информирует обо всех расхождениях между планируемой загрузкой и имеющимися мощностями, позволяя предпринимать регулирующие воздействия.

На первых порах системы MRP и CRP являлись чисто плановыми механизмами, осуществляющими расчетные функции по заранее определенной производственной программе. Позднее были созданы системы, реализующие замкнутый цикл, организованный путем наложения обратных связей, улучшающих отслеживание текущего состояния.

Эффективность деятельности предприятия состоит не только в возможности выполнить в срок имеющиеся заказы любой ценой, но и получить прибыль, то есть добиться хорошего финансового результата. Системы совместного планирования материальных и финансовых ресурсов получили наименование MRP II (Manufacturingresource planning – планирование ресурсов производства). MRP II – это метод эффективного планирования всех ресурсов производственного предприятия. В идеале он позволяет осуществлять производственное планирование в натуральных единицах измерения, финансовое планирование – в стоимостных единицах и предоставляет возможность осуществлять моделирование с целью ответа на вопросы типа «Что будет, если…?». Для решения задач типа «Как сделать, чтобы…?» MRP II не предназначены.

MRP II позволяет сократить расходы и время, затрачиваемые на изготовление продукции, что в свою очередь сокращает текущие расходы, складские запасы, объемы незавершенного производства, и получить более прибыльную продукцию. Он также может помочь компании организовать более своевременную доставку продукции на рынок и гибко реагировать на изменение спроса. Следовательно, применение MRP II позволит избежать потерь времени и денег на изготовление ненужной продукции.

Дополнительным преимуществом применения интегрированной вычислительной системы может стать сокращение административных работ и ускорение передачи информации.В 1990-х годах появились системы ERP (Enterprise resource planning – планирование ресурсов предприятия). Это финансово ориентированные информационные системы для определения и планирования ресурсов предприятия, необходимых для получения, изготовления, отгрузки и учета заказов потребителей.

Системы класса ERP – это набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций предприятия. ERP-системы включают модули, реализующие функциональность MRP II и CRP, кроме того системы типа ERP пополняются функциональными модулями для прогнозирования спроса, управления проектами, управления затратами, управления составом продукции, ведения технологической информации. В них прямо или через системы обмена данными встраиваются модули управления кадрами и финансовой деятельностью предприятия.

Новый качественный этап в развитии систем управления предприятиями выражается концепцией ERP II. Этот термин появился в 2001 году [99]. Под системами такого класса понимают бизнес-стратегию и набор приложений, ориентированных на особенности конкретной отрасли и повышающие ценность компании для клиентов и владельцев за счет поддержки и оптимизации оперативных и финансовых процессов совместной работы подразделений внутри предприятия или нескольких предприятий.

Совместная работа предприятия и его партнеров реализуется за счет перехода от закрытой архитектуры традиционных ERP-систем к открытой компонентной Web-архитектуре. В качестве подсистем используются CRM (Customer Relationship Management – управление отношениями с клиентами) и SCM (Supply Chain Management – управление цепочками поставок).

Системы класса ERP называют также корпоративными информационными системами (КИС), так как они охватывают автоматизацией практически все сферы деятельности предприятия (корпорации).