logo
ISE__13414_Ekzamen

12. Информационные технологии экспертных систем

ЭС – это набор программ, выполняющий функции эксперта при решении задач из некоторой предметной области. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз. Практич. применение ЭС на предприятиях способствует эффективности работы и повыш. квалиф. специалистов. Имеют непоср.отношение к искусств. интеллекту. Спос-ют увел. эф-ти раб.предпр. и квалиф.спец-та.

Главным достоинством ЭС является возможность накопления знаний и сохр. их длительное время.

Осн.отлич. ЭС от других программных продуктов – использование не только данных, но и знаний, а также специального механизма вывода решений и новых знаний на основе имеющихся.

Качество ЭС определяется размером и качеством базы знаний.

Знания хранятся в базе знаний. Для ее построения требуется провести опрос специалистов, являющихся экспертами в конкретной предметной области, а затем систематизировать, организовать и снабдить эти знания указателями, чтобы впоследствии их можно было легко извлечь из базы знаний.

Цикл ЭС: выбор данных, наблюдение, интерпретация результатов, усвоение нов.инф., выдвижение гипотез, выбор след.набора данных или рез-тов ан-за.

Области применения ЭС: прогнозирование, планирование, контроль и управление, обучение, диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах, медицинская диагностика.

ЭС не рекомендуется применять для решения математических задач, задач распознавания, задач, для кот. невозможно построить базу знаний).

ЭС имеют преимущества перед человеком-экспертом.

1. У них нет предубеждений.

2. Они не делают поспешных выводов.

3. Эти системы работают систематизированно.

4. База знаний может быть очень и очень большой.

5. Системы, основанные на знаниях, устойчивы к «помехам».

6. Эти системы являются инструментом в руках эксперта.