logo
ISE__13414_Ekzamen

27.Структура и особенности системы erp II.

Новый качественный этап в развитии систем управления предприятиями выражается концепцией ERP II. Этот термин появился в 2001 году [99]. Под системами такого класса понимают бизнес-стратегию и набор приложений, ориентированных на особенности конкретной отрасли и повышающие ценность компании для клиентов и владельцев за счет поддержки и оптимизации оперативных и финансовых процессов совместной работы подразделений внутри предприятия или нескольких предприятий.

Совместная работа предприятия и его партнеров реализуется за счет перехода от закрытой архитектуры традиционных ERP-систем к открытой компонентной Web-архитектуре. В качестве подсистем используются CRM (Customer Relationship Management – управление отношениями с клиентами) и SCM (Supply Chain Management – управление цепочками поставок).

ERP II (Enterprise Resource & Relationship Processing) переводится как "управление ресурсами и взаимоотношениями предприятия". Термин ERP II, как и ERP, предложен Gartner Group.

ERP II - это результат развития методологии и технологии ERP в направлении более тесного взаимодействия предприятия с его клиентами и контрагентами. При этом управленческая информация компании не только используется для внутренних целей, но и служит для развития отношений сотрудничества с другими организациями.

Концепция ERP II направлена на автоматизацию внешних связей и на создание так называемого "виртуального предприятия", отражающего взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, состоящее из автономно работающих предприятий или временного объединения предприятий, работающих над одним проектом, программой и др.

Система ERP II кроме интеграции традиционных для ERP систем областей деятельности предприятия таких, как управление финансами, бухгалтерский учет, управление продажами и покупками, отношения с дебиторами и кредиторами, управление персоналом, производство, управление запасами, ERP II позволяет управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет.

Рассмотрим подробнее приложения, реализованные в ERP II:

  1. ERP

  2. CRM

  3. SCM

В упрощенном виде ERP II - это усовершенствованная ERP-система, с которой интегрированы продукты класса SCM (управление отношениями с поставщиками) и CRM (управление отношениями с клиентами) плюс корпоративный интернет-портал, с помощью которого сотрудники компании могут получать всю необходимую информацию и оперативно взаимодействовать друг с другом, с партнерами и клиентами.

28. Система «Галактика» представляет собой компьютерную программу, предназначенную для обработки информации, возникающей в процессе экономической деятельности предприятия, направленной на получение прибыли. «Галактика» относится к классу ERP-систем (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Обеспечивает автоматизированное управление всеми видами ресурсов предприятия. Комплексная система автоматизации предприятия «Галактика» впускается с 1995 года (корпорация ведет свою деят-ть с 1986 г.). Предназначена для крупных и средних предприятий. Современная версия основана на методике MRP II (Material Requirement Planning - планирование производственных ресурсов), представляющей собой комплекс эффективных инструментов, позволяющих осуществлять планирование как материальных, так и финансовых ресурсов предприятия. Программа «Галактика» реализована по модульному принципу, каждый модуль предназначен для автоматизации отдельной функции предприятия, модули объединяются в группы, называемые контурами. Система включает 6 контуров, в скобках указаны названия модулей: 1) контур управления производством (спецификации продуктов, управление заказами, управление ремонтами, учет в производстве, планирование производства, контроллинг, корпоративное планирование); 2) финансовый контур (финн. анализ, платежный календарь, управление бюджетом, планирование финансов, управление проектами); 3) контур бухгалтерского учета (векселя и кредиты, фактические затраты, финансово-расчетные операции, матценности, малоценные и быстроизнашиваемые предметы, ведение налоговых расчетов, налоговые регистры, основные средства, нематериальные активы, бухгалтерская отчетность, консолидация, хозоперации, касса); 4) контур логистики (материально-техническое обеспечение, управление договорами, управление снабжением, управление сбытом, складской учет, поставщики\Получатели); 5) контур управления взаимоотношениями с клиентами (клиент, рекламные кампании); 6) контур управления персоналом (управление персоналом, заработная плата). Помимо модулей в состав системы «Галактика» входят развитые средства для поддержки решения специализированных и отраслевых задач (н-р: управление строительством, розничная торговля), а также инструментарий для администрирования системы (документооборот, генератор отчетов и д.р.). При использовании системы обеспечивается: - принцип однократного ввода в БД информации и, как следствие, отсутствие дублирования функций пользователей, упорядочение документооборота; - легкость контроля на корректность и целостность данных, персонификация действий пользователя; - контроль над регламентом выполнения хозяйственных операций; - быстрая перестройка комплекса, изменение эксплуатационной схемы при изменении бизнес-процесса (технологии управления).

29. АБС, их эволюция и структура. Автоматизация банковских технологий стала складываться в начале 1990-х годов. В эволюции АБС выделяют 5 технологических поколений: I (1990-1992 годы) Использование автономных рабочих мест банковских специалистов; II (1991-1995 годы) Переход к единому операционному дню – составление сводного баланса, внедрение АБС на основе локальных сетей с размещением всех рабочих файлов на ее сервере. III (1992-1998 годы) Создание интегрированных систем банковского учета, нацеленных на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в том числе и возможности анализа клиентской базы. IV (1994-2003 годы) Развитие АБС, направленных на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью. V (1998- по настоящее время) Создание интегрированных АБС (ИАБС), ориентированных на использование распределенных, комплексных, адаптивных систем управления банковской деятельностью. Современная автоматизированная банковская система представляет собой комплекс программного и технического обеспечения, направленный на автоматизацию банковской деятельности, созданный на базе ряда основополагающих принципов: комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций с их полной интеграцией; модульный принцип построения, позволяющий легко конфигурировать системы под конкретный заказ с последующим наращиванием; открытость технологий, способных взаимодействовать с различными внешними системами (системы телекоммуникации, финансового анализа и др.), обеспечивать выбор программно-технической платформы и переносимость ее на другие аппаратные средства; гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка; масштабируемость, предусматривающая расширение и усложнение функциональных модулей системы по мере развития бизнес-процессов (например, поддержка работы филиалов и отделений банка, углубление анализа и т.д.); многопользовательский доступ к данным в реальном времени и реализация функций в едином информационном пространстве; моделирование банка и его бизнес-процессов, возможность алгоритмических настроек бизнес-процессов; непрерывное развитие и совершенствование системы на основе ее реинжиниринга бизнес-процессов. Структурная схема комплексной автоматизации банка включает следующие модули: − активно-пассивных операций; − автоматизации учетных операций; − анализа и формирования отчетности; − оказания интерактивных услуг. Состав и функции модулей автоматизации учетных операций: 1. Операционный учет: учет денежной наличности, обеспечение межбанковских операций и маршрутизация, ведение операционной конверсии, начисление процентов; 2. Депозитарный учет: учет ценных бумаг и их эмитентов, ведение реестров акционеров и плана счетов ДЕПО, обработка инвестиционных и брокерских операций; 3. Учет основных средств: отслеживание внутреннего движения основных средств, ведение журналов учета операций и пользователей, ведение справочников; 4. Учет персонала: учет данных по персоналу, ведение справочников, расчет начислений и удержаний, ведение журнала операций.

30. Пластиковые карты, их виды и технология использования. Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который объединяет все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим. Классификация: 1. На основании механизма расчетов: - двусторонние системы возникли на базе двусторонних соглашений участников расчетов: владельцы используют карточки для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентами карточек; - многосторонние системы предоставляют владельцам карт возможность покупки товаров в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства. 2. По способу расчетов: - кредитные карточки, связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд; - дебетовые карточки позволяют держателю банковской карты, согласно условиям договора с эмитентом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом для расчетов за товары (услуги) через электронные терминалы и/или получения наличных денежных средств в банковских автоматах. 3. По характеру использования: - индивидуальная карточка выдается клиентам банка и является «стандартной» или «золотой»; последняя выдается лицам с высокой кредитоспособностью и предусматривает ряд льгот; - семейная карточка выдается членам семьи лица, заключившего контракт с банком и несущего ответственность по счету; - корпоративная карточка выдается организации (фирме), которая на ее основе может выдать индивидуальные карточки и открыть персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карточек.4. По способу записи информации на карточку:- карты с графическим изображением; - карты с эмбоссированными элементами; - карты с штрих-кодом; - магнитные карты; - смарт-карты (чиповые карты); - оптические карты. В современных условиях оправданно сочетание некоторых способов нанесения информации. При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал, данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры - ПИН-код (ПИН – Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация), В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются банкоматом, который и проводит авторизацию.

31. АИС удаленного банковского обслуживания. Удаленное банковское обслуживание предполагает проведение операций без визита в банк на основании инструкций, передаваемых по каналам удаленного доступа. Предпосылки развития удаленного обслуживания: • необходимость увеличения количества банковских услуг в связи с повышением конкуренции на банковском рынке (необходимость повышения многоканальности банка); • развитие сетевых технологий и других средств удаленной обработки информации; • требования к экстерриториальности банковских услуг; • снижение операционных расходов и переход к безбумажным технологиям. А сдерживает развитие удаленного обслуживания в стране: • отсутствие необходимой законодательной базы; • низкая активность населения в потреблении банковских услуг; • слабое развитие инфраструктуры удаленного обслуживания. С точки зрения используемых технологий можно выделить следующие виды УБО: - классический «Банк-Клиент» (home banking) - на компьютере пользователя устанавливается отдельная программа клиент, которая хранит тут же все свои данные (выписки по счетам, платежные документы). Взаимодействие с банком может осуществляться по различным каналам связи (телефонные коммутируемые или выделенные линии, через сеть Интернет); - интернет-банкинг (Е-banking) - это система дистанционного банковского обслуживания, работающая через обычный Интернет-браузер. С ее помощью можно осуществлять все те же действия, что и через традиционные системы, с тем отличием, что не требуется установка дистрибутива системы на компьютер пользователя; - мобильный банкинг (SMS-banking) - оказание услуг УБО с использованием телефонной связи. Как правило, такие системы имеют ограниченный набор функций. Чаще всего это информационный сервис (выписки об операциях по счетам, остаток на счете и т.п.). Но некоторые банки позволяют клиентам производить различные платежи и осуществлять денежные переводы с помощью мобильного телефона; внешние сервисы - технологии УБО с использованием устройств банковского самообслуживания (банкоматов, платежных терминалов, информационных киосков). Доступ клиентов к банковским продуктам системы посредством различных каналов распространения продуктов осуществляется через серверы доступа, которые обеспечивают работу каналов. Сервер доступа к продуктам - это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие между сервером удаленного обслуживания и клиентом с использованием средств распространения продуктов. Функции и архитектура сервера доступа зависят от особенностей канала (сервер компьютерной телефонии, Интернет-сервер, и т.д.). Далее зарегистрированные удаленные запросы (распоряжения) клиентов поступают в сервер удаленного обслуживания для их обработки. Задача сервера удаленного обслуживния состоит в превращении запросов и распоряжений клиентов в реальные проводки по счетам клиентов и создание документов (квитанции, извещения, платежные поручения), сопутствующих операций, а также занесение информации о сделке в базу сделок. Через систему шлюзов эти изменения отражаются на счетах клиентов.