logo
ISE__13414_Ekzamen

22.Системы автоматизации аудиторской деятельности

Компьютеризация аудиторской деятельности в настоящее время представляетсобой важное направление в применении информационных технологий. В последние годы наблюдается бурное развитие аппаратно-программных платформ. С появлением новых информационных технологий встает проблема перевода на них алгоритмов решения задач аудита. Огромное разнообразие появившихся в последние годы информационных технологий ставит непростую задачу выбора наиболее оптимальной, адекватной сущности решаемых задач.

Автоматизированный аудит предполагает поэтапное выполнение ряда рекомендуемых процедур:

    1. установление цели автоматизированного аудита, исходя из условий конкретного задания;

    2. определение состава компьютерных систем предприятия;

    3. наметка типов операций, которые необходимо протестировать;

    4. определение круга аудиторского и компьютерного персонала, который будет участвовать в обработке данных;

    5. решение организационных задач применения компьютерной техники;

    6. определение характера и масштаба процедур компьютерной обработки данных и требований к представлению ее результатов;

    7. обеспечение контроля за ходом компьютеризированных проверочных процедур аудита;

    8. осуществление документирования используемых аудиторами приемов компьютерной обработки данных;

    9. обеспечение оценки полученных результатов для формирования итоговых выводов и составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности предприятия.

По признанию аудиторов, целесообразным считается широкое использование аудиторами различных методов компьютерного тестирования данных. Популярный прием тестирования – ввод примера какой-либо операции в компьютерную систему предприятия и последующее сравнение результатов обработки этой операции с заранее известными аудитору значениями. Затем введенные для теста данные удаляются из системы компьютерной обработки данных предприятия. Особенно полезно – протестировать надежность системы паролей и других средств контроля, установленных предприятием для защиты данных.

Обеспечивающие компоненты СААД – это

  1. техническое обеспечение

  2. информационное обеспечение

  3. математическое обеспечение

  4. программное обеспечение и т.д.

Можно выделить 2 комплекса функциональных подсистем СААД.

Собственно аудит (контроль деятельности персонала, формирование регистров учета, анализ бухгалтерской и финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности).

Услуги, сопутствующие аудиту (разные виды работ: проведение экономического анализа, консультационные услуги, ведение учета экономического субъекта, восстановление учета, автоматизация учета).

Все ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, выявляемые системой СААД, можно разделить на умышленные и неумышленные; системные и случайные.

Системные ошибки связаны с ошибками в алгоритмах.

Наиболее типичные ошибки:

    1. случайные: технический сбой, потеря информации, ошибка ввода, ошибки в расчетах;

    2. системные: ошибка в алгоритме, ошибки в классификаторах, справочных системах.

Качество работы каждого вида контроля оценивается риском и вероятностью необнаружения существенной ошибки. Произведение этих вероятностей определяет аудиторский риск– т.е. вероятность того, что существенные ошибки не будут выявлены в процессе аудиторской проверки.

Аудиторские риски, связанные с автоматизацией учета, зависят от типичных ошибок, связанных с беспорядком в учете – отсутствие первичных документов, неверное оформление хозяйственных операций, отсутствие операции, отсутствие системы безопасности в учете и т.п.

Особое значение имеют аудиторские риски, связанные с квалификацией учетного персонала, этому на предприятии должно уделяться большое внимание.

Проблема сохранности данных компьютерного учета – связана с аппаратно-программными данными и использованием электронной почты. Аудиторская проверка должна выявить, все ли меры применяются, есть ли системный администратор, резервные копии программ и т.п. Если нет - риск возрастает.

Принципы: комплексности, единой системы хранения информации, минимума риска появления аудиторской ошибки, минимального, но достаточного ввода исходных данных, единства и согласованности схем формирования аудиторского отчета, сопоставимости результатов, целенаправленности, минимума неопределенности.

В аудиторской деятельности используются следующие группы программ:

    1. офисные программы;

    2. справочно-правовые системы;

    3. бухгалтерские программы;

    4. программы финансового анализа;

    5. специальное программное обеспечение аудиторской деятельности.