Основные понятия и определения теории интеллектуальных информационных систем
Следует отметить, что строгого (формального, научного) определения понятия "естественный интеллект", вообще говоря, не существует. Поэтому еще труднее определить понятие "искусственный интеллект". Для того чтобы решить эту задачу, необходимо уяснить значение таких терминов, как интеллект; психика; сознание; разум.
Интеллект.
Различают формулировки данного понятия по нескольким направлениям:
философскую;
биологическую;
психологическую.
В философии под интеллектом понимают познание, понимание, рассудочную способность к абстрактно-аналитическому расчленению (Г. Гегель), способность к образованию понятий (Э. Кант).
В психологии под интеллектом понимают характеристику умственного развития индивидуума, определяющую его способность целенаправленно действовать, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
В биологии под интеллектом понимают способность адекватно реагировать (принимать решения) в ответ на изменение окружающей обстановки.
Важно отметить: интеллект — это свойство отдельного субъекта. В частности, интеллектом может обладать не только человек, но и любой объект, имеющий указанные выше качества — способность к образованию понятий, абстрактно-аналитическому мышлению, целенаправленному действию.
Разум. В отличие от интеллекта разум — категория сугубо человеческая, опирающаяся на сознание как высшую форму психологической деятельности. Принципиальным моментом в определении разума, так же как и сознания, является их общественный, социальный характер, поскольку и то и другое понятия сформировались в результате совместной человеческой деятельности.
Сознание. Это понятие также трактуется различными науками неоднозначно.
С точки зрения философии сознание — свойство высокоорганизованной материи — мозга, выступающее как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность.
При социологическом подходе сознание рассматривается прежде всего как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
В психологии сознание трактуется как особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности [26]. Важнейшей функцией сознания является мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире.
Психика. Психика — это свойство высокоорганизованной материи — мозга, являющееся особой формой отражения действительности и включающее такие понятия, как ощущение, восприятие, память, чувства, воля, мышление и др. Отметим, что мышление и память, которыми обычно характеризуют интеллект, входят в понятие психики составными частями.
В психике выделяют две компоненты: чувственную (ощущения, восприятие, эмоции) и рациональную, мыслительную (интеллект, мышление). Другие составляющие психики — память и волю — можно разделить на память чувств и память мыслей; волю чувств и волю мыслей (инстинкты и долг перед собой и обществом соответственно).
Например, можно помнить, как берется сложный интеграл (память мыслей), а можно помнить ощущение напряжения и усталости при изучении способа его взятия (память чувств), когда воля чувств (инстинкт самосохранения, желание отдохнуть) боролись с волей мыслей (сознанием необходимости изучения этого способа).
Перечисленные понятия обычно разделяют на две пары (см. рис. 4):
психика и интеллект как ее составляющая;
сознание и разум как его составляющая, причем интеллект и разум — рассудочные, мыслительные составляющие соответственно психики и сознания.
Основное отличие второй пары от первой состоит в том, что она образовалась в результате социальной, общественной деятельности людей, и поэтому социальная компонента — неотъемлемая и существенная черта сознания и разума (классическим примером может служить психика Маугли и психика "нормальных" детей).
Рис.4. Соотношение психики и интеллекта; сознания и разума
|
Отсюда следует очень важный вывод: принципиально невозможно моделировать сознание и разум во всей полноте, так как для этого пришлось бы "моделировать не только человека", но и всю систему его социально-общественных отношений. В то же время моделировать интеллект как одну из компонент психики отдельных индивидуумов вполне возможно, хотя и очень сложно.
К этому выводу "примыкает" еще один: искусственный интеллект — это модель рациональной, мыслительной составляющей психики. Не моделируются эмоции, ощущения, воля, память чувств и т. п. Машинное сочинение стихов и музыки — это моделирование лишь логической компоненты психической деятельности, сопровождающей эти виды творчества (соблюдение рифмы, размера, законов композиции, гармонии и т. п. Именно с этим связано неудовлетворительное для большинства людей качество машинных "сочинений".
.Учитывая сказанное, можно заключить, что понятие "искусственный интеллект" объединяет три других:
- искусственный бессловесный интеллект — модель компоненты психики живых существ, отражающая их способность принимать решения, изменять поведение и т. д. на уровне инстинктов, не имеющих словесного выражения (самосохранение, размножение, приспособление и т. п.;
-искусственный словесный интеллект — модель рациональной компоненты психической деятельности человека без учета ее социального содержания;
-искусственный разум — искусственный словесный интеллект, дополненный социальной компонентой.
В дальнейшем, если не будет специальных оговорок, под искусственным интеллектом будем понимать искусственный словесный интеллект.
Приведенные определения основаны на теоретических рассуждениях и в силу этого носят достаточно общий характер.
Существуют по крайней мере три подхода к определению этого понятия, носящие гораздо большую практическую направленность (рис. 5).
Рис. 5. Подходы к определению понятия "искусственный интеллект" |
Достаточно полным определением понятия "искусственный интеллект" первого типа является следующее [22]: искусственный интеллект — это область исследований, в рамках которых разрабатываются модели и методы решениязадач, традиционно считавшихся интеллектуальными и не поддающимися формализации и автоматизации.
Применительно к данному определению является справедливым суждение, что интеллектуальной может считаться такая искусственно созданная система, для которой выполняется тест Тьюринга, состоящий в следующем: "Испытатель через посредника общается с невидимым для него собеседником — человеком или системой. Интеллектуальной может считаться та система, которую испытатель в процессе такого общения не может отличить от человека" (рис. 6).
Рис. 6. Схема проведения теста Тьюринга
|
В качестве другого определения, достаточно точно отражающего характер второго подхода, может рассматриваться следующее: искусственный интеллект — это область исследований, в которой изучаются системы, строящие результирующий вывод для задач с неизвестны, алгоритмом решения на основе неформализованной исходной информации, использующие технологии символьного программирования и средства вычислительной техники со специальной (не фон Неймановской) архитектурой [22, 54].
Наконец, наиболее цитируемым определением третьего типа является следующее: искусственный интеллект — это область знаний, которая находит применение при решении задач, связанных с обработкой информации на естественном языке,автоматизацией программирования, управлением роботами, машинным зрением, автоматическим доказательством теорем, разумными машинами извлечения информации и т. д. [54].
Можно рассмотреть и такое — в определенной степени обобщающее — определение: искусственный интеллект — научная дисциплина, задачей которой является разработка математических описаний функций человеческого (словесного) интеллекта с целью аппаратурной, программной и технической реализации этих описаний средствами вычислительной техники [54].
В заключение отметим, что в последние годы многие специалисты согласились, что дискуссия по вопросу об определении самого термина "искусственный интеллект" приобрела схоластический характер, не дает конструктивных результатов теории и практике и может быть бесконечной. Поэтому вместо термина "искусственный интеллект" предлагается использовать другой — "новая информационная технология решения инженерных задач", что подчеркивает приоритетную роль поиска, анализа и синтеза информации в системах искусственного интеллекта.
- Брянский государственный университет имени академика и.Г.Петровского
- Содержание учебно-методического комплекса
- Информационные системы в экономике
- Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
- Организационно-методические указания Учебно-тематические планы
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для дневного отделения
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для дневного отделения (сокращенного срока обучения)
- Учебно-тематический план курса «Информационные системы в экономике» для заочного отделения
- Содержание дисциплины Тема 1. Основы автоматизации экономических процессов
- Тема 2. Структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем и технологий
- Тема 3. Жизненный цикл информационной системы
- Тема 4. Основы построения и использования интеллектуальных информационных систем
- Тема 5. Информационные системы бухгалтерского учета
- Тема 6. Автоматизация межбанковских расчетов
- Тема 7. Телекомуникационные технологии в информационных системах
- Темы для самостоятельного изучения Информационные системы поизводственной деятеьности
- Защита информации в эис
- Оценка эффективности эис
- Содержание лабораторных работ
- Литература
- Вопросы для контроля и самоанализа
- Темы докладов и рефератов
- Рабочая программа
- Информационные системы в экономике для специальности «Финансы и кредит»
- Для специальности «финансы и кредит»
- 1. Принципы построения и классификация вычислительных сетей. 100
- Необходимость автоматизации экономических процессов
- Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере
- Понятие информационной системы
- Принципы построения автоматизированных информационных систем
- Классификация информационных систем
- 1. Классификация по характеру обрабатываемой информации.
- 2. Классификация по целевым функциям .
- 3. Классификация по видам процессов управления.
- 4. Классификация по отраслевому и территориальному признаку .
- Тема № 2 структурная и функциональная организация автоматизированных информационных систем и технологий
- Понятие функциональных и обеспечивающих технологий
- Характеристика обеспечивающих подсистем
- Тема № 3
- Модели жизненного цикла ис
- Роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла информационной системы.
- Виды проектной документации
- Тема № 4 основы построения и использования интеллектуальных информационных систем
- Методологические основы теории искусственного интеллекта
- Основные понятия и определения теории интеллектуальных информационных систем
- Классификация интеллектуальных информационных систем
- Методы представления знаний
- Знания и их свойства
- Информационные системы бухгалтерского учета
- 1. Автоматизированное рабочее место бухгалтера
- 2. Концептуальная модель обработки данных в аис-бу
- 3. Компьютерная форма бухгалтерского учета
- 4. Подходы к классификации аис-бу
- 4.1 Развернутая классификация аис-бу
- 4.2 Интегральная классификация аис-бу
- Автоматизация межбанковских расчетов
- Системы межбанковских расчетов
- Автоматизация международных расчетов
- 3 Электронные платежные системы в Интернет
- Телекомуникационные технологии в информационных системах
- Принципы построения и классификация вычислительных сетей
- 2. Способы коммутации и передачи данных
- 3. Программное обеспечение вычислительных сетей
- 4. Локальные вычислительные сети
- 4.1. Классификация лвс
- 4.2. Организация обмена информацией в лвc
- 4.3. Методы доступа в лвс
- 5. Обеспечение безопасности информации в вычислительных сетях
- Лабораторные работы
- Занятие № 1.
- Ввод новых пользователей
- Элементы пользовательского интерфейса
- Настройка общих параметров системы
- Из устава
- Из свидетельства о постановке на учет в гни
- Литература
- Занятие № 2.
- Справочники
- Работа со справочниками:
- Формирование Уставного капитала. Журнал операций
- 12 Июля 2001 года произведена гос. Регистрация нового предприятия – «Эпос» общества с ограниченной ответственностью.
- Просмотр операций и проводок
- Литература
- Занятие № 3
- Операции по кассе:
- Для учета наличия и движения наличных денежных средств используется активный счет 50 Касса. На счете выделено пять субсчетов:
- Операции по расчетному счету
- Получение наличных денежных средств с расчетного счета
- 20.07.01 С расчетного счета ооо «эпос» в кб «Мирный» по чеку ж07 № 4567875 от 20.07.01 получены денежные средства для следующих целей:
- Поступление денежных средств на р/с
- 15 Июля 2001 г. На р/с предприятия учредителями – юридическими лицами в качестве взносов в ук перечислены суммы.
- Взаимосвязь кассовых и банковских операций
- Анализ движения денежных средств
- Литература
- Занятие № 4 Учет расчетов с покупателями
- Знакомство с планом счетов
- 28.07.2001 Согласно договору № 2 – пк от 15.07.2001 предприятием «Эпос» получена предоплата от кб «Топ - Инвест» в счет предстоящей поставки офисной мебели.
- Выписка счета фактуры
- Литература
- Занятие № 5 - 6 Учет расчетов с поставщиками
- 23.07.01 Выписано платежное поручение № 1 от 23.07.01 и отправлено в акб Мирный.
- 26.07.01 Получен счет завода Фрезер № 231/37 от 23.07.01 за поставку инструмента на общую сумму 3 600 руб., включая ндс 600 руб.
- Литература
- Занятие № 7 - 8 Учет основных средств
- Организация справочника «Основные средства»
- Средства автоматизации ввода хозяйственных операций
- Поступление основных средств от учредителей
- Типовая операция «Поступление ос в счет вклада в уставный капитал»
- 23.07.01 По факту поступления ос оформлен акт приемки-передачи ос №2 от 23 июля 2001 года. Акт поступил в бухгалтерию.
- Поступление основных средств от поставщиков
- 30.07.01 Станок cдc – 1 по акту приемки – передачи ос передан в эксплуатацию в столярный цех.
- Ввод основных средств в эксплуатацию
- 30.07.2001 В компьютерной бухгалтерии необходимо отразить хозяйственные операции по вводу в эксплуатацию следующих объектов основных средств.
- Безвозмездное поступление основных средств
- 04.08.2001 По акту дарения от завода «Колибри» передан ооо «эпос» объект основных средств «Пресс Сжим-5». Рыночная стоимость на момент передачи основного средства оценена в 9000.00 руб. Необходимо:
- 1. Зарегистрировать вновь поступивший объект в справочнике -«Основные средства»,
- 2. Отразить в компьютерном учете факт безвозмездного поступления основного средства.
- 3. Отразить факт ввода в эксплуатацию основного средства для использования в производственных целях в столярном цехе.
- Литература
- Занятие №9 - 11 Монтаж и наладка оборудования
- Реализация в компьютерной бухгалтерии
- Литература
- Поступление материалов с недостачей
- 02.08.2001 На склад материалов № 1 от поставщика нпо «Боровик» поступили материалы в сопровождении товарно-транспортной накладной и счета №31 от 23.07.2001. В счете указано:
- Ввод операции по учету претензии поставщику
- Приобретение мпз подотчетным лицом у производителя
- 5. Оприходование материальных ценностей
- 22.07.2001 На предприятии гул «Маяк» Крохиным д.Ю. За наличные приобретены следующее материальные ценности. В документах поставщика указано:
- 23.07.2001 В бухгалтерию предприятия Крохиным д.Ю. Представлен авансовый отчет №1,в сопровождении приходного складского ордера и оправдательных документов. Отчет утвержден в сумме 3018 руб. 00коп.
- Приобретение мпз подотчетным лицом в розничной торговле
- 5. Оприходование материальных ценностей в бухгалтерии
- Литература
- Занятие № 14 Формирование отчетов
- Литература
- Тестовые задания
- «Информационные системы в экономике»
- Ключи к тестовым заданиям
- Пример индивидуального задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
- Данные для выполнения задания
- Журнал операций с 31.12.00 по 31.01.01
- Словарь терминов
- Учебно-методический комплекс